Тренды корпоративных закупок: как подготовиться к закупочному сезону 2023

Делимся прогнозами о трендах в корпоративных закупках в 2023 году. Рассказываем, к чему готовиться в новом году участникам корпоративных закупок — от сотрудников отделов снабжения до директоров компаний.

Тренд 1. Внимание к малым закупкам

Постепенно деление закупок на прямые и непрямые приживается и в российских компаниях. А еще внимание с прямых закупок — то есть закупок основного сырья и материалов, перемещается на непрямые — закупки вспомогательных товаров и услуг: от бумаги для МФУ до клининга в офисе или на производстве.

На непрямые закупки уходит до 30-40 % закупочного бюджета. Контроль над расходами здесь традиционно слабее, чем в закупках основных средств производства и ключевых ресурсов, поэтому выше риск нецелевого расходования средств. Внимание к тому, сколько и как часто уходят из компании деньги «на бумагу для принтера», будет повышаться.

Что делать? Рекомендуем оценить степень контроля за непрямыми закупками в вашей компании. Возможно, вам потребуется разработать правила согласования заявок на закупку второстепенных для бизнеса товаров и услуг. Например, пользователи системы управления закупками и поставщиками iTender SRM для контроля за второстепенными закупками используют модуль сбора заявок, который позволяет управлять даже расходами на малые закупки, а также аналитические отчеты и дашборды со структурой затрат и указанием долей незапланированных закупок.

Тренд 2. Импортозамещение программного обеспечения

Проблемы с поддержкой ПО зарубежных вендоров начались еще в 2021 году. При этом далеко не все компании успели за истекшие месяцы заменить привычные решения на платформах SAP и Oracle, в том числе облачные, на отечественные системы управления закупками и поставщиками. А значит, тренд на импортозамещение сохраняется и, по прогнозам экспертов и команды «Фогсофт», будет только развиваться.

Что делать? Вложить ресурсы в поиск или разработку альтернативных средств автоматизации. При выборе системы управления закупками рекомендуем обращать внимание на:

  • Формат предоставления ПО — облачные (on-cloud) решения обходятся дешевле, тогда как на on-permises решения можно максимально точно спроецировать закупочные регламенты и бизнес-процессы.
  • Интеграционный потенциал — выбирайте SRM-систему, которую можно интегрировать с другими корпоративными системами и внешними ресурсами.
  • Визуальную составляющую и удобство — чем проще в освоении ПО, тем лучше.
  • Распространенность технологического стека и возможность кастомизации без поддержки разработчика.

Предлагаем познакомиться с возможностями iTender SRM Управление закупками и поставщиками для замещения зарубежных IT-решений.

Тренд 3. «Зеленые» закупки

Тренд снижения углеродного следа добрался и до России — еще в 2021 году Правительство РФ утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года: внимание к теме экологии со стороны государства будет только нарастать. Более того, заключить контракт с зарубежным контрагентом для компаний, которые не следят за снижением углеродного следа, сложнее, чем для тех, кто предпринимает шаги для охраны окружающей среды. Одна из составляющих работы по снижению углеродного следа — контроль за экологичностью производства у поставщиков.

Что делать? Ключевой инструмент контроля поставщиков — аудит поставщиков. Можно проводить аттестации, включая в них пункты, характеризующие внимание поставщика к бережному отношению к окружающей среде. Для крупных компаний рекомендуем разрабатывать специальные информационные системы для оценки «экологического рейтинга» и интегрировать их в системы управления закупками. Аналогичный инструмент — но для оценки надежности поставщиков — мы разработали для ГК «Росатом».

Тренд 4. Долговременная работа с поставщиками

Мы наблюдаем, что практика разовых контрактов с поставщиками заменяется на долговременное сотрудничество — компании просто выгодней работать с одними и тем же поставщиками на постоянной основе, чем на каждую закупку искать новых, со все более низкими ценами на товары и услуги. Выстраивание долговременных взаимоотношений с поставщиками — это не только выгоды, но и риски: со временем поставщик может «расслабиться», а качество его работы окажется ниже, чем в начале сотрудничества.

Что делать? Развитие долговременных взаимоотношений с поставщиками должно сопровождаться и развитием инструментов для контроля за качеством их работы. Достаточно дополнить работу с поставщиком регулярным аудитом, ввести в практику опроса сотрудников — тех, которые зависят от уровня работы поставщиков, качества поставляемых товаров и услуг. Регулярные аттестации помогают держать поставщиков в тонусе — и позволяют поддерживать качество их работы. Иными словами, потребуется управлять качеством поставщиков и взаимоотношениями с ними. Компании, которые автоматизировали закупки и работу с поставщиками с помощью iTender SRM, например, пользуются готовыми инструментами для проведения регулярных аттестаций, процедур аккредитации для участия в тендерах и опросов сотрудников.

Система управления закупками и поставщиками

Узнайте, как:
  • добиться снижения цен поставщиков
  • автоматизировать рутинные операции закупщиков
  • повысить надежность и прозрачность закупок

Тренд 5. Автоматизация закрытых тендерных процедур

Закрытые тендеры — это конкурентные закупочные процедуры, в которых принимают участие только предварительно согласованные внутри компании поставщики. Проводить конкурентные закупки среди «своих», то есть давних и хорошо известных, поставщиков — это обычная практика. По данным портала TAdviser, процесс проведения закрытых тендеров у большей части крупных компаний регламентирован. При этом менее чем у половины компаний проведение закрытых тендеров автоматизировано. А значит, соблюдение регламента потребует усилий, а чтобы добиться результата, потребуется много времени: на согласование кандидатур, на выработку критериев оценки поставщиков, на сравнение предложений и выбор победителя. Тендер может затянуться.

Что делать? Мы рекомендуем автоматизировать закрытые тендеры —и создавать условия для анонимного участия приглашенных поставщиков в закупке. Для автоматизации можно использовать как корпоративные регламенты, так и предустановленные процедуры и правила в вашей системе управления закупками.

В новом году мы продолжим следить за изменениями и трендами в коммерческих и государственных закупках и помогать крупным и средним компаниям решать задачи, связанные с оптимизацией, улучшением и развитием закупочной деятельности. Оставайтесь на связи!

Узнайте больше о возможностях решений для автоматизации закупок

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с условиями, указанными по ссылке

    Последние новости и пресс-релизы

    Компания «Фогсофт» перевела продукты iTender на импортонезависимое программное обеспечение

    Компания полностью перешла на импортонезависимое программное обеспечение. Начиная с 10-й версии, продукты на платформе iTender (электронные торговые площадки iTender ЭТП и системы управления закупками и поставщиками iTender SRM) работают на Linux, а в качестве СУБД используют PostgreSQL.

    Фогсофт на конференции «Освоение шельфа России и СНГ 2024»: кейс внедрения системы управления проектами в госкорпорации «Росатом»

    Генеральный директор Фогсофт Михаил Фогилев выступил с докладом о цифровых инструментах, которые помогают управлять проектами, и рассказал об опыте внедрения информационной системы управления проектами и программами.

    Новый рекорд Фогсофт: за три месяца запущены семь SRM и ЭТП

    Команда «Фогсофт» в течение последних трех месяцев, успешно завершила сразу семь проектов внедрения систем управления закупками и поставщиками на собственной платформе iTender.