Тренды корпоративных закупок: как подготовиться к закупочному сезону 2023

Делимся прогнозами о трендах в корпоративных закупках в 2023 году. Рассказываем, к чему готовиться в новом году участникам корпоративных закупок — от сотрудников отделов снабжения до директоров компаний.

Тренд 1. Внимание к малым закупкам

Постепенно деление закупок на прямые и непрямые приживается и в российских компаниях. А еще внимание с прямых закупок — то есть закупок основного сырья и материалов, перемещается на непрямые — закупки вспомогательных товаров и услуг: от бумаги для МФУ до клининга в офисе или на производстве.

На непрямые закупки уходит до 30-40 % закупочного бюджета. Контроль над расходами здесь традиционно слабее, чем в закупках основных средств производства и ключевых ресурсов, поэтому выше риск нецелевого расходования средств. Внимание к тому, сколько и как часто уходят из компании деньги «на бумагу для принтера», будет повышаться.

Что делать? Рекомендуем оценить степень контроля за непрямыми закупками в вашей компании. Возможно, вам потребуется разработать правила согласования заявок на закупку второстепенных для бизнеса товаров и услуг. Например, пользователи системы управления закупками и поставщиками iTender SRM для контроля за второстепенными закупками используют модуль сбора заявок, который позволяет управлять даже расходами на малые закупки, а также аналитические отчеты и дашборды со структурой затрат и указанием долей незапланированных закупок.

Тренд 2. Импортозамещение программного обеспечения

Проблемы с поддержкой ПО зарубежных вендоров начались еще в 2021 году. При этом далеко не все компании успели за истекшие месяцы заменить привычные решения на платформах SAP и Oracle, в том числе облачные, на отечественные системы управления закупками и поставщиками. А значит, тренд на импортозамещение сохраняется и, по прогнозам экспертов и команды «Фогсофт», будет только развиваться.

Что делать? Вложить ресурсы в поиск или разработку альтернативных средств автоматизации. При выборе системы управления закупками рекомендуем обращать внимание на:

  • Формат предоставления ПО — облачные (on-cloud) решения обходятся дешевле, тогда как на on-permises решения можно максимально точно спроецировать закупочные регламенты и бизнес-процессы.
  • Интеграционный потенциал — выбирайте SRM-систему, которую можно интегрировать с другими корпоративными системами и внешними ресурсами.
  • Визуальную составляющую и удобство — чем проще в освоении ПО, тем лучше.
  • Распространенность технологического стека и возможность кастомизации без поддержки разработчика.

Предлагаем познакомиться с возможностями iTender SRM Управление закупками и поставщиками для замещения зарубежных IT-решений.

Тренд 3. «Зеленые» закупки

Тренд снижения углеродного следа добрался и до России — еще в 2021 году Правительство РФ утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года: внимание к теме экологии со стороны государства будет только нарастать. Более того, заключить контракт с зарубежным контрагентом для компаний, которые не следят за снижением углеродного следа, сложнее, чем для тех, кто предпринимает шаги для охраны окружающей среды. Одна из составляющих работы по снижению углеродного следа — контроль за экологичностью производства у поставщиков.

Что делать? Ключевой инструмент контроля поставщиков — аудит поставщиков. Можно проводить аттестации, включая в них пункты, характеризующие внимание поставщика к бережному отношению к окружающей среде. Для крупных компаний рекомендуем разрабатывать специальные информационные системы для оценки «экологического рейтинга» и интегрировать их в системы управления закупками. Аналогичный инструмент — но для оценки надежности поставщиков — мы разработали для ГК «Росатом».

Тренд 4. Долговременная работа с поставщиками

Мы наблюдаем, что практика разовых контрактов с поставщиками заменяется на долговременное сотрудничество — компании просто выгодней работать с одними и тем же поставщиками на постоянной основе, чем на каждую закупку искать новых, со все более низкими ценами на товары и услуги. Выстраивание долговременных взаимоотношений с поставщиками — это не только выгоды, но и риски: со временем поставщик может «расслабиться», а качество его работы окажется ниже, чем в начале сотрудничества.

Что делать? Развитие долговременных взаимоотношений с поставщиками должно сопровождаться и развитием инструментов для контроля за качеством их работы. Достаточно дополнить работу с поставщиком регулярным аудитом, ввести в практику опроса сотрудников — тех, которые зависят от уровня работы поставщиков, качества поставляемых товаров и услуг. Регулярные аттестации помогают держать поставщиков в тонусе — и позволяют поддерживать качество их работы. Иными словами, потребуется управлять качеством поставщиков и взаимоотношениями с ними. Компании, которые автоматизировали закупки и работу с поставщиками с помощью iTender SRM, например, пользуются готовыми инструментами для проведения регулярных аттестаций, процедур аккредитации для участия в тендерах и опросов сотрудников.

Управление закупками iTender SRM

Система управления закупками на предприятии, iTender-SRM — это набор современных инструментов, применяемых на разных этапах процесса управления закупками и взаимодействия с поставщиками.

Читать подробнее

Тренд 5. Автоматизация закрытых тендерных процедур

Закрытые тендеры — это конкурентные закупочные процедуры, в которых принимают участие только предварительно согласованные внутри компании поставщики. Проводить конкурентные закупки среди «своих», то есть давних и хорошо известных, поставщиков — это обычная практика. По данным портала TAdviser, процесс проведения закрытых тендеров у большей части крупных компаний регламентирован. При этом менее чем у половины компаний проведение закрытых тендеров автоматизировано. А значит, соблюдение регламента потребует усилий, а чтобы добиться результата, потребуется много времени: на согласование кандидатур, на выработку критериев оценки поставщиков, на сравнение предложений и выбор победителя. Тендер может затянуться.

Что делать? Мы рекомендуем автоматизировать закрытые тендеры —и создавать условия для анонимного участия приглашенных поставщиков в закупке. Для автоматизации можно использовать как корпоративные регламенты, так и предустановленные процедуры и правила в вашей системе управления закупками.

В новом году мы продолжим следить за изменениями и трендами в коммерческих и государственных закупках и помогать крупным и средним компаниям решать задачи, связанные с оптимизацией, улучшением и развитием закупочной деятельности. Оставайтесь на связи!

Последние новости и пресс-релизы

Новый рекорд Фогсофт: за три месяца запущены семь SRM и ЭТП

Команда «Фогсофт» в течение последних трех месяцев, успешно завершила сразу семь проектов внедрения систем управления закупками и поставщиками на собственной платформе iTender.

Компания «Фогсофт» автоматизировала продажи агрохолдинга из топ-5 в России

ТД «Доминант» — подразделение агрохолдинга ГК «Доминант» — перевел оптовые продажи своей продукции на собственную электронную торговую площадку. ЭТП торгового дома разработана на платформе iTender ЭТП, которую разработала компания «Фогсофт».

Новая электронная торговая площадка для транспортных компаний на платформе iTender

Команда «Фогсофт» разработала новое решение — систему автоматизации закупок услуг для транспортных компаний и операторов грузоперевозок. Компании получают возможность уменьшить себестоимость грузоперевозок и сократить время на поиск подрядчиков