Претензионная работа
Каждая организация, занимающаяся закупками, в той или иной мере ведёт претензионную работу, как один из способов защиты своих прав и законных интересов.
Она дает возможность (и в этом ее основное значение) предупреждать возникновение хозяйственных споров и устранять причины, их порождающие. В процессе этой работы соответствующее структурное подразделение собирает значительный объём информации, которая может быть использована для расчёта индекса репутации поставщика.
Отметим, что большую часть претензий заказчика поставщики предпочитают решать в досудебном порядке. Поставщик соглашается с предъявленными ему обвинениями и компенсирует в каком-то виде причиненный заказчику ущерб. Соответственно, отпадает необходимость и возможность помещения поставщика в РНП.
Однако даже если поставщик добровольно признал факт нарушения и компенсировал потери, это не отменяет того, что поставщик нарушил договорные обязательства. А значит, это необходимо учитывать в дальнейших отношениях с этим поставщиком. Система «iTender Рейтинг поставщиков» позволяет сохранять такие факты и учитывать их в расчёте индекса деловой репутации. Индекс, в свою очередь, влияет на выбор оптимального поставщика.
Оценка поставщиков. Как это происходит сейчас
Во многих компаниях есть чётко регламентированный процесс, когда организатор торгов обязан проверять всех поставщиков, подавших заявку на участие в торгах, на предмет нарушений ими договорных обязательств в прошлом.
Собранная информация может потом использоваться при оценке заявок участников. Данный подход, хоть и выглядит вполне логичным, не лишен серьёзных недостатков. Основные из них – это человеческий фактор и коррупционная составляющая. Так как процесс поиска фактов ненадлежащего исполнения поставщиком своих договорных обязательств полностью отдан на откуп конкретному исполнителю, то возможны варианты, когда этот исполнитель либо отнесется к данной работе недостаточно ответственно, либо специально может «не найти» такую информацию. А в системе «iTender Рейтинг поставщиков» все факты, относящиеся к исполнению контрактов конкурентным поставщиком, собраны прямо на странице этого поставщика.
Как результат, устраняется возможность «не заметить» эту негативную информацию. Плюс экономия времени: теперь организатору торгов нет нужды бороздить просторы интернета в поисках данных о контрактах поставщика, он может полностью сосредоточиться на выполнении своих основных обязанностей по подготовке и проведению торговой процедуры, просто включив репутацию в список критериев выбора поставщика товаров или подрядчика.