Поправки в 44-ФЗ в 2021 году: больше автоматизации, меньше закупочных процедур


17 июня 2021 года Государственная Дума в третьем чтении приняла пакет поправок в Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А 2 июля изменения в системе госзакупок в виде более чем трехсотстраничного документа были подписан Президентом. Это второй за год крупный пакет изменений, который должен сделать государственные закупки быстрее, проще, увеличивает уровень автоматизации закупочных процессов и уменьшает количество споров между закупщиками и поставщиками. Всего в силу скоро вступят более 70 поправок: разберемся только с основными и посмотрим, повлияют ли они на работу закупщиков и поставщиков в ЕИС и что делать, если изменения в законодательстве касаются вашей закупочной деятельности.

Стало меньше конкурентных закупок, до одного документа уменьшилось количество приложений к опубликованной закупке

Из 11 видов конкурентных закупок остается всего три: запрос котировок, электронный конкурс и электронный аукцион. Старт конкурсной процедуры или аукциона не потребует практически никаких документов. Чтобы открыть аукцион, достаточно извещения: ни техническое задание, ни критерии оценки и проект контракта, ни расчетные бланки с обоснованием НМЦК и размером контрактного обеспечения для первого этапа закупки публиковать не нужно. Информация, которую раньше содержали эти документы, должна быть включена в извещение.

В новой редакции 44-ФЗ остаются самые популярные у организаторов и закупщиков процедуры. По этим же процедурам оказались самые дорогие контракты: на электронный аукцион пришлось 70% закупочного бюджета, на открытый конкурс — 23%, а на запрос предложений в электронной форме — 6%.

В новой редакции 44-ФЗ остаются самые популярные у организаторов и закупщиков процедуры. По этим же процедурам оказались самые дорогие контракты: на электронный аукцион пришлось 70% закупочного бюджета, на открытый конкурс — 23%, а на запрос предложений в электронной форме — 6%.

Конкурсы с ограниченным участием, согласно обновленному закону, исключены: по умолчанию теперь заявиться на закупку может каждый. Точнее, мог бы, если бы не универсальная предквалификационная процедура — барьер, который не допустит до государственных и муниципальных закупок участников с минимальным опытом или юрлица с циклом жизни как у мотылька.

Электронный документооборот распространяется на все этапы закупки

Документооборот, который сопровождает закупку, становится полностью электронным. Кроме уже давно перешедших в «цифру» извещений в электронном виде будет реализовано и актирование, и сам контракт. В электронном виде теперь можно и оспаривать итоги конкурсных процедур. По мнению законодателей, распространение электронного документооборота на закупочный процесс целиком позволит ускорить закупки и сократить количество взаимных претензий заказчиков и поставщиков.

Применение электронного документооборота в части актирования будет вводиться постепенно:

  • С июля 2022 года — в ЕИС размещаются решения о расторжении контракта, здесь же проходит работа с неустойками.
  • С июля 2023 года — в ЕИС оформляют соглашения о расторжении или изменении контракта, оформляются документы при закупке у единственного поставщика
  • Если извещение о закупке опубликованы до января 2021 года, то приемку заказчик оформляет в ЕИС.

Итоговую цену закупки можно уменьшить на размер неустойки

Штраф или неустойка, которые «заработал» поставщик во время исполнения контракта, могут послужить основанием для уменьшения суммы договора. Основанием для уменьшения фактической цены контракта становится соответствующий пункт контракта.

Сумма контракта минус неустойка — и никакого факторинга

Независимо от суммы контракта оплата по нему производится только напрямую поставщику — из цепочки исключаются банки и другие финансовые организации, которые предоставляют услуги факторинга.

Изменились правила проведения совместных закупок: теперь их могут проводить госзаказчики из разных регионов

Совместные закупки государственными или муниципальными заказчиками не запрещены. В обмен на несколько затянутую процедуру оформления закупки у закупщика появляется возможность объединиться с коллегой из одного с ним региона и оформить одну заявку на поставку товаров или приобретение услуг. Поправки в закон расширили возможности объединения: теперь совместные закупки можно организовать и для субъектов закупочной деятельности из разных регионов.

Совместная закупка не отменяет того, что поставщик оформляет отдельный договор с каждым из участников «закупочного госкооперации». Формально закупку проводит организатор — уполномоченный региональный орган или один из фактических участников совместной закупки.

Совместная закупка с другими регионами — экономия с усложненным документооборотом

Закупщик получает возможность экономить, даже если в его регионе нет никого, с кем можно было бы объединиться для требования оптовой цены на поставку товаров и услуг. При этом география участников закупки расширяется, а закупочным процессом управляет тот, кто территориально ближе к поставщикам. Несколько усложняется документооборот, что компенсируется экономией.

Появилась универсальная стоимостная квалификация

Если стоимость контракта равна или больше 20 млн рублей, то, чтобы принять участие в конкурсе или аукционе, поставщик должен доказать опыт работы с государственными заказчиками. Для этого ему нужно подтвердить опыт работы с государственными заказчиками или закупщиками со стороны компаний с государственным участием.

К торгам на сумму от 20 млн рублей и больше будут допущены только те участники, которые сумели доказать, что:

  • В течение предыдущих трех лет выполняли контрактные обязательства перед госзаказчиками.
  • Поставляли товары и услуги на сумму 20% и больше относительно цены контракта, на который они претендуют.

Чтобы получить право на участие в аукционе или конкурсе, претендент должен соответствовать двум критериям одновременно.

Универсальная стоимостная предквалификация — теперь не только для двухэтапных конкурсов и конкурсов с ограниченным участием

Предквалификация распространяется на участников любых закупок, а не только для двухэтапных закрытых конкурсов или конкурсов с ограниченным участием. При этом даже небезупречно исполненный контракт тоже считается позитивным опытом для поставщика. То есть контракт, по которому фигурировали неустойки и штрафы, но фактически выполненный, тоже попадает в «копилку» опыта поставщика. Условие одно: штрафные санкции и пени должны быть погашены.

Обеспечение по контрактам жизненного цикла теперь многоэтапное

При заключении контракта жизненного цикла поставщик предоставляет обеспечение не на всю сумму контракта, а на этапы жизненного цикла: собственно поставку, эксплуатацию и гарантийный ремонт, вывоз и утилизацию (если речь идет, например, про оборудование). График, согласно которому перечисляется обеспечение, нужно включать в контракт или в приложения к нему.

Отслеживать обеспечение по КЖЦ стало сложнее

С разделением обеспечения контракта на этапы отследить поступление оплаты будет сложнее, увеличится объем сопроводительных документов и ослабнет контроль за финансовой дисциплиной поставщика. Вероятно, потребуются новые инструменты для того, чтобы управлять платежами или хотя бы иметь возможность отслеживать или точно их прогнозировать.

Аукцион на повышение по 67 Приказу ФАС: новая процедура для электронных торговых площадок на платформе iTender и Финансовый модуль для контроля за доходами

Пакет поправок в главный нормативный документ, регулирующий закупки — не последний. Компания «Фогсофт» следит за изменениями в закупочном законодательстве — в том числе за тем, как меняются правила и регламенты, закрепленные в 44-ФЗ, более гибком 223-ФЗ и других НПА.

По запросу владельцев электронных торговых площадок «Фогсофт» разрабатывает новые закупочные процедуры или адаптирует уже существующие для проведения торгов под те условия, в которых работает заказчик.

Среди последних разработок — торговая процедура, адаптированная под требования Приказа №67 Федеральной антимонопольной службы: нужный заказчику инструмент для торгов был разработан и внедрен за два месяца.

Управление закупками iTender SRM

Система управления закупками на предприятии, iTender-SRM — это набор современных инструментов, применяемых на разных этапах процесса управления закупками и взаимодействия с поставщиками.

Читать подробнее

«Заказчик получил инструмент для проведения аукциона на повышение с прогрессирующим шагом. Постепенное повышение цены с каждой ставкой позволяет реализовать выставленные на торги активы быстро и по максимальной цене. — рассказывает продакт-менеджер компании «Фогсофт» Максим Канев. — Напомню, что согласно Приказу №67 ФАС, предметом торгов является право на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления государственным и муниципальным имуществом. В торговой процедуре «67-й Приказ» автоматизированы ключевые операции процедуры: например — закрытие и приостановка торга по решению ФАС или организатора. Или повышение предложения от каждого последующего участника торгов, автоматическое уменьшение шага торга до заданного значения. Мы предусмотрели и протестировали любые ситуации, которые могут возникнуть во время реализации торговой процедуры по требованиям 67-го Приказа ФАС. Отмечу еще, что, несмотря на название — это универсальная торговая механика, которую можно использовать для реализации активов с «мягким» повышением цены. Автоматизация операций находится на очень высоком уровне — вплоть до признания торга несостоявшимся. Участвовать в торгах могут только контрагенты с электронной цифровой подписью (ЭП): это требование зафиксировано в нормативном акте. Для использования электронной подписи в аукционе на повышение есть соответствующий функционал».

Кроме новой торговой процедуры «67-й Приказ» компания «Фогсофт» разработала на заказ Финансовый модуль. Его используют организаторы торгов и владельцы торговых площадок для автоматизации управления финансовыми операциями. Например, связанными с участием в торгах, признанием победителем или отказом победителя от заключения договора, а также сбором оплаты за регистрацию и аккаунт. Среди преимуществ Финансового модуля заказчики отмечают:

  • Движение денег между пользователями электронной торговой площадки становится прозрачным — администратор контролирует факты оплаты;
  • Становится проще работать с дебиторской задолженностью — ее просто нет.
  • Упрощение бухгалтерии — финансовый модуль используют как источник данных о движении денежных средств.
    • Новая торговая процедура и финансовый модуль — примеры заказной разработки. Платформа iTender, на которой создаются электронные торговые площадки для закупок или продаж, допускает как быстрое внедрение новых торговых процедур и модулей, так и кастомизацию существующих торговых и закупочных механик. Кроме кастомизации и разработки новых решений для электронных торговых площадок «Фогсофт» создает и информационные системы на заказ — простые решения сложных бизнес-задач.

Недавние публикации в СМИ