Как восстановить доверие поставщика: пошаговое руководство для заказчика

Перевод и обработка статьи Джонатана Вебба «How To Repair Lost Trust In A Relationship: Recovering From Supplier Mistrust», журнал Forbes (Форбс)

Доверие между заказчиком и поставщиком — это такой же управленческий ресурс, который влияет на условия контрактов, готовность поставщика пойти на уступки, скорость реакции в нестандартных ситуациях. Несмотря на это, в корпоративных закупках его редко учитывают всерьёз — до тех пор, пока доверие не оказывается подорвано.

Можно ли вернуть доверие поставщика? Да, если заказчик понимает, почему возникло недоверие — и действует системно, а не интуитивно. Ниже — три управленческих шага, которые помогут вернуть взаимодействие с поставщиками в конструктивное русло.

Шаг первый: встать на место поставщика

Потерянное доверие — не всегда означает, что были нарушены условия контракта. Часто оно связано с несоответствием ожиданий, которые нигде не зафиксированы, но воспринимаются «по умолчанию»: приоритетность в заказах, соблюдение различных устных договоренностей, которых не было в контракте, но которые подразумевались.

Например, поставщик участвует в подготовке пилотного проекта, отправляет установочную партию товара, получает неформальное подтверждение от менеджера: о том, что долгосрочный контракт на поставку (при условии, что товары в установочной партии соответствовали требованиям качества) будет заключен именно с ним, а через две недели узнаёт, что проект отдан другому подрядчику. Формально — всё корректно, в договоре на поставку не было пункта о продолжении сотрудничества. Но с точки зрения поставщика — закупщик нарушил негласное соглашение


Чтобы разобраться, в чем дело, нужно посмотреть на ситуацию с позиции поставщика. И ответить на вопросы:

  • Насколько ценным и перспективным был для поставщика контракт, какие цели он ставил перед собой, выполняя его?
  • Какие обещания были даны сотрудником, который взаимодействовал с поставщиком, какие из них были закреплены в договоре?
  • Почему поставщик воспринял ситуацию как предательство?

Теперь пора переходить ко второму шагу — и инициировать диалог с поставщиком.

Шаг второй: расскажите о своих мотивах поставщику

Если вы выяснили, что управленческое решение (даже логичное и оправданное) могло подорвать доверие — расскажите об этом поставщику. Даже если выбор другого поставщика — как в примере выше — был обоснован, объясните:

  • Почему он был сделан — например, конкурент нашего поставщика предложил не только более низкие цены, но и расширенную гарантию или готов был быстро увеличить количество поставок.
  • Как вы оценивали предложения альтернативных поставщиков — поделитесь критериями, по которым вы оцениваете каждое предложение.
  • Расскажите о планах — как будут выстраиваться отношения дальше.

В некоторых случаях уместно открыто извиниться — особенно если отношения с поставщиком предполагают долгосрочное партнёрство. Так можно поступать, если поставщик — один из немногочисленных источников нужных вам товаров и услуг. В других — просто покажите, что понимаете позицию поставщика, но объективные условия не позволяют продолжать сотрудничество.

Система управления закупками и поставщиками

Узнайте, как:
  • добиться снижения цен поставщиков
  • автоматизировать рутинные операции закупщиков
  • повысить надежность и прозрачность закупок

Шаг третий: демонстрируем, что поставщик для нас важен и возвращаем доверие

Если без этого конкретного поставщика вам не обойтись, стоит продемонстрировать готовность к возобновлению сотрудничества и показать, на каких условиях вы планируете работать с поставщиком. О выгодах для оппонента тоже стоит упомянуть. Цель этого шага — не только вернуть доверие поставщика, но и

Помогите поставщику встроиться в систему закупок Дайте поставщику возможность вернуться к сотрудничеству Покажите, что поставщик получит от сотрудничества
  • Назначьте куратора со стороны закупочного отдела — он будет отвечать за взаимодействие с поставщиком
  • Договоритесь о еженедельных или ежемесячных созвонах — для оценки взаимодействия (частота созвонов зависит от частоты поставок)
  • Проведите сравнение с товарами и условиями поставщика, с которым работаете сейчас
  • Поясните, какие требования предъявляете к товарам
  • Уточните, готов ли поставщик предоставлять товары с такими же или лучшими, чем у конкурентов, характеристиками
  • Подробно распишите экономический эффект сотрудничества для обеих сторон — например, вы не тратите время на поиск других поставщиков, не ищете аналоги товара, а поставщик — не думает о том, где искать заказчиков в течение ближайшего года
  • Дайте поставщику доступ к планам закупок — чтобы он мог развивать производство и планировать логистику
Результат:
Любые сложности в совместной работе будут разрешаться быстро, ускорятся обработка рекламаций и обратная связь
Результат:
Поставщик понимает, что от сотрудничества с ним отказались по объективным причинам. И видит, что можно сделать, чтобы выиграть в конкурентной борьбе
Результат:
Когда поставщик понимает, что сотрудничество даёт ему прогнозируемую загрузку, снижение издержек и лояльного заказчика — он начнёт ценить сотрудничество

Что получите вы, если восстановите доверие поставщика

  • Лучшие условия закупки. Надёжным партнёрам поставщики охотнее дают скидки, предлагают отсрочку или рассрочку платежей.
  • Приоритет при дефиците товаров поставщика — в условиях ограниченного предложения товары и поставки идут, в первую очередь, тем, кому доверяют.
  • Приоритетный доступ к новым товарам и услугам — новый станок, более надежные и дешевые комплектующие будут доступны именно вам.
  • Уменьшение юридических рисков — если конфликтные ситуации и возникают, то решаются не в судах, а в рабочем порядке.

Узнайте больше о возможностях решений для автоматизации закупок

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Я согласен на обработку персональных данных в соответствии с условиями, указанными по ссылке

    Автоматизация бизнеса, Управление закупками, Электронные торговые площадки
    Обзор конфиденциальности

    На этом сайте используются файлы cookie, что позволяет нам обеспечить наилучшее качество обслуживания пользователей. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас при возвращении на наш сайт и помощь нашей команде в понимании того, какие разделы сайта вы считаете наиболее интересными и полезными.