Позвоните нам
+7 (4852) 58-22-05>
Cвяжитесь с нами
Вы можете написать нам, если Вам необходимо получить консультацию по нашим решениям или услугам.
Завершено первое всероссийское исследование процессов закупок малых объемов, организованное «Фогсофт» и «Тендеры.ру» при поддержке Аналитического центра «Интерфакс ProЗакупки».
Более полусотни специалистов поделились опытом малых закупок в своих организациях, а эксперты проекта проанализировали более тысячи ответов участников исследования.
Полная версия исследования
Получить бесплатный доступ к полной версии исследования со всеми ответами респондентов можно, отправив письменный запрос на mzakupki@fogsoft.ru
Государственные и муниципальные компании, предприятия и учреждения, закупки которых регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также коммерческие компании. В исследовании приняли участие организации различных сфер деятельности, форм собственности, масштаба. В том числе руководство и специалисты отделов закупок и снабжения.
Повысить эффективность системы снабжения, найти работающие решения, рассказать о новых инструментах оптимизации, оценить актуальность проблемы закупок малых объемов в стране, оценить эффективность автоматизации закупок малого объема.
Исследование основывается на данных опроса и анкетирования представителей организаций, опроса экспертов, анализа и обобщения данных.
Экспертами проекта стали ведущие российские специалисты и преподаватели в области закупочной деятельности, консультанты в области корпоративных и бюджетных закупок, эксперты по закупкам, руководители департаментов и профессиональные закупщики.
Малые закупки/быстрые закупки/ закупки малых объемов — закупка товаров, накладные расходы на приобретение которых сравнимы или превышают стоимость товара. Как правило, под малыми закупками подразумевают приобретение канцелярии, расходников, средств бытовой химии и т.д. (так называемой «мелочевки», «малоценки»).
В соответствии с 44-ФЗ, закупка малого объема — приобретение работ, товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 или 400 тыс. руб. Заключать прямые контракты можно в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или 5% от совокупного годового финансового объема всех закупок (и не могут быть более 50 млн. руб.). В рамках 223-ФЗ к закупкам малого объема можно отнести не требующие публикации в ЕИС закупки до 100 тыс. руб. (для организаций с годовой выручкой более чем 5 миллиардов рублей — до 500 тыс. руб.).
— Руководитель Центра эффективных закупок «Тендеры.ру»
— Один из ведущих российских специалистов и преподавателей по регламентации закупочной деятельности, эксперт в области государственных и корпоративных закупок.
— Эксперт по закупкам Экспертного совета при Правительстве РФ
— Генеральный директор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок».
В целом исследование получилось вполне любопытным, а то что это первое подобное исследование, придает ему еще большую ценность. Из него явно видны многие болевые точки при закупках малого объема (малых закупках).
В частности, подтверждается ключевое предположение о недостаточной эффективности процедур закупок, избыточных процедурных трудозатратах, приводящих к существенному увеличению расходов организации, в отдельных случаях — кратно по отношению к цене самой закупаемой продукции. Наиболее же очевидные решения по уменьшению процедурных трудозатрат (долгосрочные контракты, автоматизация) — в большинстве случаев либо не рассматриваются организацией, либо требуют первичных, пусть и небольших, но инвестиций — на которые также нет ресурсов. Причем это усугубляется негативным опытом попыток применения ЭТП или иных программных продуктов.
Однако для «законодателей моды» малые закупки составляют лишь небольшую часть в их бюджете, и потому не являются приоритетными для оптимизации. А организации муниципального уровня, наиболее страдающие от избыточности и сложности требуемых законодательством или региональным руководством процедур — не в состоянии донести свою озабоченность до лиц, принимающих решения.
Выражаю надежду, что данное исследование даст толчок изменениям в теме малых закупок, и ситуация «переплатили почти в 5 раз, зато соблюли местное законодательство» и «от нас ничего не зависит, за нас все решают вышестоящие организации» (цитаты ответов респондентов) начнет меняться.
Большое спасибо инициаторам исследования!
— Директор департамента специальных проектов компании «Фогсофт».
— Эксперт в области создания систем электронной торговли, автоматизации торгово-закупочной деятельности.
Малые закупки — это область закупок, которой незаслуженно уделяется мало внимания. А ведь это источник бестолковых затрат и, соответственно, существенной потенциальной экономии. Законодательство довольно лояльно относится к малым закупкам. С другой стороны, существуют классические практики, которые могут быть применены.
Начали появляться первые решения для автоматизации малых закупок. Можно ожидать, что в ближайшее время количество инструментов малых закупок на рынке будет расти, будут расширяться имплементируемые ими практики и подходы. Это будет стимулировать применение соответствующих практик в организациях, создавая спрос. Сформируется спираль бурного развития этой отрасли. Остается пожелать, чтобы законодательство не отставало и не препятствовало этому развитию…
— профессиональный закупщик
Изучение вопроса осуществления мелких закупок, в очередной раз показало, что проблем в этой области достаточно. Рассуждать на этот предмет необходимо с нескольких точек зрения, для чего следует условно разделить респондентов (потребителей) по направлениям, в зависимости от правового регулирования их деятельности в сфере закупок:
— крупные организации, подпадающие под действие Федеральных законов о закупках. В структуре таких компаний имеются специальные подразделения, ответственные за закупки, а проведение мелких закупок поручают отдельным сотрудникам. Закупочная деятельность таких компаний, в том числе в части мелких закупок, четко регламентирована, продумана и, как правило, эффективна.
— небольшие организации, подпадающие под действие Федеральных законов о закупках, которые зачастую не имеют собственных закупочных подразделений в силу организационно-штатных ограничений, либо имеют одного — двух специалистов, которые нередко совмещают иные должности. Мелким закупкам, в данном случае, не уделяется должного внимания, как правило, какая-либо технология проведения или перспективы развития в этой части отсутствуют.
— организации, не подпадающие под действия законов о закупках, но предпочитающие развиваться в части закупочной деятельности, действовать в ногу со временем (автоматизировать и совершенствовать процесс закупок).
В результате исследования мнения участников рынка можно сделать вывод, что настало время создания комплексной системы управления мелкими закупками, основой для которой может служить как опыт проведения мелких закупок лидерами закупочной отрасли, так и предложения практиков обозначенной сферы. Учитывая направления, о которых я упоминала выше, система должна быть адаптирована к закупочной деятельности каждого из перечисленных выше потребителей (в результате использования определенных критериев, показателей, фильтров).
Следующим шагом в процессе исследований может быть разработка основы такой системы, позволяющей вывести мелкие закупки на конкурентный уровень, расширить возможности прямого контакта между участниками рынка — продавцом и покупателем, в том числе посредством популяризации электронных магазинов, позволяющих минимизировать расходы и трудозатраты заказчиков. Что на самом деле важно (особенно для небольших организаций, где нет подразделений, отвечающих за экономическую безопасность сделок), так это использование некого надежного интернет-ресурса, автоматизирующего закупки, который бы позволил проводить оперативную проверку контрагентов с точки зрения должной осмотрительности. Большая часть респондентов (участников исследования) не проводит изучения поставщиков в этой части, что, разумеется, является отрицательным показателем и существенным фактором риска убытков.
Как мне кажется, вопрос систематизации и автоматизации мелких закупок, напрямую зависит от руководителя закупочного подразделения (специалиста). В том случае, если руководитель (специалист), отвечающий за закупочную деятельность в организации является прогрессивной личностью, он сам найдет решения в оптимизации данной деятельности, однако, таких руководителей не так много, как хотелось бы. Кроме того, часть специалистов по закупкам в принципе слабо информирована, поэтому, задача, связанная с расширением возможности получения информации и знаний конечным потребителем должна быть одной из главных. Одним из способов информирования и ориентирования как специалистов, обозначенных выше, так и руководителей организаций (принимающих стратегические решения в области закупок) может быть воздействие через учебные организации — центры профессионального образования и повышения квалификации, а также соответствующие органы государственной власти в регионах.
Думаю, что сочетание перечисленных аспектов, может быть эффективным… Обозначенное выше — всего лишь размышления, возникшие в ходе анализа мнений, заявленных участниками проекта и я рада тому, что приняла участие в таком перспективном мероприятии.
— Кандидат психологических наук
— Член-корреспондент РАЕН
— Проректор по научной и инновационной деятельности
Общий вывод по результатам проведенного анализа анкет заказчиков: проблема проведения малых закупок существует. Такие закупки нередко составляют более 50% годового объема закупок. Автоматизация данных закупок крайне низка. В тоже время внедрение автоматизированных механизмов, в том числе позволяющих поставщикам регистрировать цены, позволило бы сократить время на проведение таких закупок.
– Директор Союза экспертов тендерной стратегии (г. Екатеринбург)
Полагаю, что самым полезным выводом, который можно вынести из данного исследования, является низкий уровень технической оснащенности заказчиков. Тренд на автоматизацию закупочных процессов. Электронный документооборот, специализированное программное обеспечение, системы синхронизации и хранения данных позволили бы контрактным службам заказчиков высвободиться из-под ворохов бумаг, отчетов и актов, чтобы эффективнее работать с поставщиками и тем самым минимизировать риски недоброкачественных поставок продукции или услуг.
0. Должности участников исследования?
1. Отрасль, сфера деятельности, количество сотрудников вашей организации?
2. Что в вашей организации подразумевается под малыми закупками?
3. Каковы объемы малых закупок в вашей организации (в год)?
4. Кто осуществляет малые закупки в вашей организации?
5. Существуют ли специальные процедуры для малых закупок?
7. Сколько времени проходит с момента направления заявки на получение МЗ сотрудником до ее исполнения?
8. На что тратится основное время при осуществлении малых закупок?
9. Планируете ли вы изменять порядок закупок МЗ?
10. Есть ли процедура предварительной квалификации поставщиков (одобренные поставщики)?
11. Есть ли у вас постоянные поставщики широкого ассортимента МЗ (интернет-магазины, рынки и т.п.)?
13. Есть ли у вас процедура регистрации цен поставщиков?
14. Проводится ли регулярный мониторинг предложений, цен поставщиков МЗ?
15. Осуществляются ли проверки соответствия стоимости М3 рыночной?
17. Как осуществляется контроль качества и своевременности поставки МЗ?
18. Всегда ли вас устраивает качество приобретенного товара?
21. Есть ли упрощенный интерфейс для закупок МЗ конечными потребителями типа электронного магазина?
23. Насколько остра проблема приобретения МЗ в вашей организации?
Вопрос 0: Должности участников исследования?
Можно отметить, что основную часть участников исследования составляют не руководители, определяющие стратегию закупок, а сотрудники, напрямую связанные с реализацией тех или иных функций в сфере закупок.
Несмотря на то что большинство участников опроса являются рядовыми исполнителями, радует, что в ряде организаций закупки в соответствии с мировыми тенденциями переходят на стратегический уровень — уровень заместителя директора.
Тема эффективности закупок малых объемов актуальна как для специалистов по закупкам, так и финансового блока…
Вопрос 2: Что в вашей организации подразумевается под малыми закупками?
Как и можно было предположить, выделяется три разновидности ответов:
— как в законодательстве: определили порог 100 /400 тысяч рублей, так и можно считать, что это малые закупки;
— независимо от суммы все равно тратим время и усилия на конкурентные процедуры;
— можно выделить конкретную номенклатуру, которую и отнести по стоимости к малым закупкам.
Самый простой и типовой ответ — конечно же, отнести к малым закупки до 100 / 400 тысяч рублей.
Большинство участников опроса выделяют малые закупки в соответствии с законодательством. В первую очередь, это говорит о том, что законодательное регулирование является слишком жестким и не позволяет выделять данную товарную категорию в соответствии с потребностями бизнеса. С другой стороны, это является показателем того, что стратегическое управление закупками и, как частный его случай, управление товарными группами, только начинает входить в практику российских предприятий.
Как правило, закупки малых объемов в закупочных правилах заказчиков отдельно не регулируются либо относятся к данной категории по принципу «цена договора не превышает… (как правило — 100 тыс. руб.)», без экономических обоснований. В основном такие закупки осуществляются по тем же правилам, что и остальные, но отдельные заказчики используют упрощенные механизмы (в т. ч. закупку у единственного поставщика) и электронные площадки (электронные магазины).
В 44-ФЗ к понятию «малой закупки» респонденты преимущественно относят закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 «Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Это подтверждается и тем фактом, что объем таких закупок в год респондентами указывается в пределах 2 миллионов рублей. Именно такой объем малых закупок разрешен одним из вариантов указанного пункта. В 223-ФЗ специалисты относят к таким закупкам, как правило, закупки, сведения о которых не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии частью 15 статьи 4 «Информационное обеспечение закупки.
В основном коммуналка и текущие расходы на постоянные нужды учреждения.
Все закупки можно отнести к малым, за исключением крупных адресных программ по ремонтам, но при этом практически все закупки осуществляем конкурентными способами.
Метрологические услуги, канцтовары, запчасти, хозтовары.
Закупки по упрощённой процедуре — напрямую у контрагентов или на специальных площадках — Портал поставщиков города Москвы или Отс маркет.
Вопрос 3: Каковы объемы малых закупок в вашей организации (в год)?
В абсолютных значениях суммарный объем закупок на малые суммы у разных организаций оказывается очень разный, и, конечно же, зависит и от масштаба организации, и от ее профиля деятельности.
Как и следовало ожидать, доля и объем малых закупок в различных предприятиях существенно различаются в зависимости от вида деятельности и понимания, которое конкретная организация вкладывает в понятие малых закупок. Отсюда вывод: не может быть универсального рецепта (и единых правил) по управлению малыми закупками.
Нередко на закупки малых объемов приходится значительная часть закупочного бюджета заказчика.
Объем малых закупок отдельных видов юридических лиц превышает годовой объем государственных и муниципальных закупок, как минимум в 2,5 раза. Объем таких закупок у некоторых респондентов по 223-ФЗ превышает 50% годового объема закупок, что свидетельствует о низком уровне ответственности закупочного персонала за развитие конкуренции при осуществлении закупок.
Достаточно высокий процент по отношению к конкуретным.
В 2016 — около 50%, в 2017 — по типовому положению ЕП — менее 4 млн руб.
Годовой объем закупок около 5 млн. руб., из них малые закупки менее 4 млн.руб. в год.
5 млн за минусом договоров по закону с единственным, то есть примерно 50 договоров. (это очень мало для организации, оказывающее коммунальные услуг).
Вопрос 5: Существуют ли специальные процедуры для малых закупок?
Подавляющее большинство организаций работу с малыми закупками не систематизировало, и каких-либо специальных процедур для них не использовало. Учитывая типовую загрузку на специалистов по закупкам, их вполне можно понять. Единственный реалистичный вариант оптимизации, который остается – использовать инструменты автоматизации, что и используют некоторые организации. При этом малое количество организаций, использующих для малых закупок ЭТП, является следствием не только «лени», но и того, что расходы поставщиков на оплату услуг ЭТП при малых поставках могут превышать потенциальную экономическую выгоду от таковых.
У большинства участников опроса не существует утвержденной процедуры малой закупки. Некоторые эту процедуру разработали или разрабатывают. Если процедура разработана, то, как правило, она охватывает несколько подразделений (производство, закупка, бухгалтерия). Часто малые закупки процедурно приравниваются к остальным (т.е. крупным) закупкам, включая все сопутствующие накладные расходы.
У отдельных заказчиков разработан специальный порядок проведения закупок малых объемов, однако в большинстве случаев речь идет о закупке у единственного поставщика, выбор этого поставщика осуществляет специалист по закупкам.
В 44-ФЗ малыми закупками занимается, как и иными закупками, контрактная служба или контрактный управляющий, в 223-ФЗ — служба снабжения. Нередко для таких закупок используется автоматизированные закупочные системы (с наличием модуля «Малые закупки»). Также для проведения таких закупок специалисты проводят мониторинг рынка, в том числе мониторинг цен.
Кому поручили, тот и осуществляет. Специальной процедуры нет.
Специальных процедур для выбора поставщика (контрагента) при проведении малых закупок не предусмотрено. Закупки осуществляются подразделением, для нужд которого приобретается тот или иной товар/работа/услуга путем выбора контрагента по наименьшей цене и наилучшим условиям или у проверенных контрагентов (закупки у которых производились уже неоднократно).
Специалист по закупкам мониторит рынок, запрашивает коммерческие предложения и подготавливает договор с фирмой удовлетворяющей всем потребностям закупки.
Некорректно построен вопрос. Кто придумал эти ненужные вопросы? Вы читали вслух этот бред? Закупки осуществляют люди в отделе. Да есть процедура, составляют ТЗ и запрашивают цену сначала, потом осуществляют и т.д.
Вопрос 6: В качестве примера опишите процесс приобретения канцелярии или другого малоценного товара в вашей компании, организации?
Только в одном из ответов можно предположить наличие долгосрочного договора с заранее определенным поставщиком, во всех иных случаях на каждую отдельную поставку определяется отдельный поставщик. Тем самым каждый раз к стоимости товара надо добавлять организационные (накладные) расходы на выбор контрагента и заключение с ним нового договора.
Как правило, малые закупки обрабатываются индивидуально: для каждой потребности проводится анализ цен, анализ предложений, заключается отдельный договор. В ряде организаций применяются методы консолидации потребностей и заключение договоров (рамочных соглашений) на поставку товаров в течение периода (года). Часто процесс приобретения товаров малой стоимости является неоправданно сложным и трудоемким, а делегирование полномочий и бюджетов в подразделения/сотрудникам применяется редко.
В большинстве случаев покупатель при закупке малого объема исследует рынок, обычно такое исследование сводится к получению трех коммерческих предложений (чаще – данных с сайтов). Нередко процесс закупки бюрократизирован на уровне конкурентных закупок, проводится запрос предложений с оценкой закупочной комиссией.
Как правило, процесс малой закупки начинается с заявки, определения потребности (назовем это 1 этап). Затем проводится проверка лимитов на осуществление данной закупки (2 этап). 3-м этапом является (при наличии) мониторинг цен. По его результатам заключается договор (4 этап).
Труд из обезьяны сделал человека, а вот человек по-прежнему предпочитает трудиться вручную. Автоматизация процессов весьма не на уровне.
Поступление заявки – описание товара – поиск предложений на рынке, сопоставление цен – размещение в модуле «Малые закупки» – переговоры с выигравшим поставщиком по поводу поставки товара – поступление товара (сроки могут растягиваться до нескольких месяцев, так как поставщики чаще всего предлагают товар, которого у них нет в наличии).
Заявка на закупку подается начальнику учреждения, параллельно ответственное должностное лицо (распределитель денежных средств) готовит ТЗ, ЗЦИ, запрашивает коммерческие предложения, готовит расчёт НМЦК. Полный комплект документов передается в контрактную службу. На основании поступивших документов контрактная служба, в течение 1 рабочего дня заключает контракт. Ответственное должностное лицо сообщает сотрудникам контрактной службы фирму, с которой необходимо заключить контракт.
На поставку канцелярии проводится электронный аукцион. В начале года сотрудники подают список потребностей директору филиала в форме служебной записки. После чего директор согласовывает и направляет заявки в отдел закупок. Далее специалист по закупкам составляет полный список, прописывает характеристики товара и направляет запрос предложений в фирмы. После получения коммерческих предложений составляется расчет начальной (максимальной) цены контракта. Далее количество закупаемых товаров регулируется для соответствия финансированию.
Вопрос 7: Сколько времени проходит с момента направления заявки на получение МЗ сотрудником до ее исполнения?
Удивительно, но только два респондента указали возможность удовлетворения потребности в малых закупках в течение нескольких часов (в рамках текущего рабочего дня). Средний, наиболее типовой срок – от одной до нескольких недель. И еще более неожиданный вариант, также у двух респондентов – до полугода! Еще раз напомню, речь идет не о строительных проектах, а всего лишь о закупках продукции на небольшие суммы.
Сроки проведения малых закупок у различных участников опроса отличаются очень существенно (от 1 дня до 6 месяцев). Такое различие можно объяснить различием смысла, который различные организации вкладывают в понятие «малые закупки» и различием применяемых закупочных процедур.
Закупки малых объемов чаще всего не осуществляются в оперативном (1-2 дня) режиме, в некоторых случаях процесс забюрократизирован.
Среднее время с момента направления заявки на получение МЗ сотрудником до ее исполнения составляет 2 недели. В тоже время встречаются примеры оперативной закупки — в течение 1 дня, а также малых закупок, срок которых достигает месяца и более, что вполне сравнимо со сроками проведения таких способов закупок, как запрос котировок, запрос предложений.
Основное время тратится на согласование проекта контракта с поставщиком, комитетом финансов, формирование бюджетного обязательства, оплату.Среднее время исполнения от 2 недель до 4 недель на 1 закупку малого объема до 100 тыс. руб.
При осуществлении малых закупок больше всего времени уходит на выбор поставщика, удовлетворяющего все потребности, а также на согласование договора. В среднем от подачи заявки до заключения договора проходит около месяца.
Бессмысленный вопрос, для этого и нужны малые закупки чтобы быстро провести.
Вопрос 8: На что тратится основное время при осуществлении малых закупок?
Обобщая ответы, можно сказать, что усредненно примерно 1/4 времени тратится на подготовку ТЗ, 1/2 на выбор контрагента и 1/4 на подписание договора. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на формальные требования внутри организации по коллегиальной приемке продукции — фактически такая приемка проводится номинально и времени не занимает. Огромная же доля трудозатрат на выбор контрагента еще раз подтверждает отсутствие долгосрочных отношений с поставщиками.
Ответы на этот вопрос показывают значительный потенциал для снижения накладных расходов на малые закупки. Присутствуют все классические источники накладных расходов, на борьбу с которыми направлена теория управления стратегическими закупками. Соответственно, могут применяться все классические методы от централизации закупок и заключения рамочных договоров, до их децентрализации и делегирования бюджетов на места. К сожалению, не существует универсального рецепта для всех организаций.
Основные затраты времени связаны с подготовкой и согласованием документов закупки, обоснования цены закупки (для контролера).
Основное время при малой закупке тратится либо на мониторинг рынка, в том числе обоснование цены закупки, либо на согласование договора. Если процесс согласования договора можно свести по времени к минимальному – путем внедрения типовых договоров, то процесс мониторинга по времени вряд ли удастся сократить. И именно мониторинг рынка, в том числе обоснование цены закупки будет составлять основное время при малой закупке.
Вопрос 9: Планируете ли вы изменять порядок закупок МЗ?
Можно только сожалеть, что из всех респондентов только 1/3 пробовали использовать ЭТП, и примерно 1/3 из таких проб оказалась явно неудачной, и даже по результатам позитивной апробации решение об использовании автоматизации принято не было, как это следует из иных ответов.
Очевидно, что для закупщиков, работающих по 44-ФЗ, а также заказчиков муниципального уровня, работающих в 223-ФЗ, тема закупок малых объемов напрямую связана с формальным исполнением норм законодательства, особых вариантов оптимизировать процессы они не видят.
Вопрос 10: Есть ли процедура предварительной квалификации поставщиков (одобренные поставщики)?
Поскольку предварительная квалификация поставщиков обычно не проводится, можно сделать вывод, что квалификация поставщиков проверяется при каждой закупке (что дорого как для заказчика, так и для претендента) либо не проверяется вообще (что создает риски некачественной поставки).
В рамках 44-ФЗ такой предквалификации поставщиков по малым закупкам не предусмотрено. Заказчики по 223-ФЗ, судя по ответам, также не проводят предварительный квалификационный отбор поставщиков по малым закупкам.
Вопрос 11: Есть ли у вас постоянные поставщики широкого ассортимента МЗ (интернет-магазины, рынки и т.п.)?
То, что почти 3/4 респондентов сообщили о наличии фактических постоянных поставщиков, в совокупности с озвученным по иным вопросам отсутствием долгосрочных контрактов и огромными (по отношению к стоимости закупки) трудозатратами на определение поставщика, еще раз подтверждает тезис о низкой эффективности используемых процедур.
Большинство участников опроса работает с постоянными поставщиками, что создает условия для применения классических практик стратегического управления закупками (управление товарными группами, управление качеством поставщика, регистрация цен) и внедрения автоматизированных решений для сокращения сроков поставки и накладных расходов типа «электронный магазин.
Вопрос 12: Как вы выбираете поставщиков МЗ?
Выбор поставщиков чаще проводится для каждой потребности на конкурентной или квазиконкурентной (запрос цен, анализ рынка) основе, что достаточно затратно. Также часто выстраиваются отношения с постоянными поставщиками, что хорошо, при наличии достаточной конкуренции между ними.
У большинства респондентов есть постоянные поставщики широкого ассортимента МЗ. Это понятно, так как скорее всего ассортимент продукции, приобретаемой по результатам малых закупок из года в год один и тот же (пример – канцелярия). Также понятно, что если поставщик выполнил поставку без нареканий со стороны заказчика, в условиях отсутствия необходимости проведения конкурентной закупки, заказчику проще повторно закупить у этого же поставщика, чем искать нового.
Вопрос 13: Есть ли у вас процедура регистрации цен поставщиков?
Процедура регистрации цен поставщиков, как правило, отсутствует, хотя могла бы существенно сократить затраты при закупках регулярной номенклатуры (мгновенный запрос цен у отобранных поставщиков).
Процедура регистрации цен поставщиков возможна при наличии автоматизированной системы. Так как большинство заказчиков не автоматизируют малые закупки, понятно, что у них нет возможности проведения указанной процедуры. Результатом этого и является факт того, что большую часть времени при проведении закупок и составляет мониторинг рынка, в том числе в целях обоснования цены закупки.
Вопрос 15: Осуществляются ли проверки соответствия стоимости М3 рыночной?
Заказчики часто тратят ресурсы на сопоставление цены закупки с рыночным, причем обычно это делается путем исследований «вручную», без средств мониторинга.
Суть мониторинга стоимости как раз и состоит, по мнению респондентов, в проверке соответствия стоимости закупки рыночной цене.
Вопрос 16: Какой в среднем процент составляют накладные расходы (регистрация потребности, поиск товара, заключение договора, поставка, контроль исполнения договора, бухгалтерское оформление) относительно стоимости товара при МЗ?
Видно, что более трети опрошенных даже не задумывались или не могут оценить соотношение выгод и издержек от тех процедур, которые они применяют при малых закупках. Тогда как у тех, кто пробовал это оценить, организационные накладные расходы на проведение процедуры приобретения малых закупок могут составлять от 1 до 90% стоимости самой закупаемой продукции!! Иными словами, средний расход организации на такую «мелочевку» в ряде организаций почти удваивается, по отношению к тому, чтобы просто пойти и купить в магазине.
Очень значимый показатель, и более чем значительный резерв для экономии, надо только корректно проанализировать, каким именно образом эти процессы можно оптимизировать.
Большинство участников опроса не учитывают накладные расходы на закупку малоценки, либо считают их отсутствующими («входит в обязанности штатных сотрудников» — видимо, бесплатных). При попытке оценить накладные расходы цифры получаются весьма значительными.
Экономическую сторону закупок малого объема заказчики часто не принимают во внимание, при этом выборочные данные свидетельствуют о том, что ресурсозатраты заказчиков в некоторых случаях сопоставимы с ценой закупки.
Большинство респондентов отмечают, что никто в их организациях не считает накладные расходы на осуществление малой закупки. В тоже время, среди тех, кто такие расходы все же считает, процент накладных расходов может достигать и 80-90%. Причина столь разных ответов – отсутствие методики расчета затрат (расходов) на осуществление закупок, в том числе и малых закупок, как в госзаказе, так и в 223-ФЗ.
Судя по выборке, наблюдается явное снижение процента малых закупок.
Сложно измерить. Занимают очень много рабочего времени.
Вопрос 17: Как осуществляется контроль качества и своевременности поставки МЗ?
Случай, когда небольшие товары суммируются, и объединенный лот закупается по тем же правилам что и крупная продукция, это вполне рабочая ситуация. Но когда для приемки небольшой партии канцтоваров (карандаши, бумага и др.) надо собрать комиссию не менее чем из 5 различных сотрудников — есть серьезные сомнения в экономической целесообразности подобных действий. Это все равно что, покупая хлеб себе домой, ни в коем случае нельзя делать это в одиночку, а надо обязательно брать с собой супруга (супругу), ребенка и родителей — чтобы коллективно в магазине проверить марку и качество покупаемого хлеба…
Процедура управления качеством поставщика в опрошенных организациях отсутствует. Контроль качества, если и присутствует, то ограничивается условиями договора (т.е. если нет явных проблем на момент поставки или в течение гарантийного срока, то качество считается удовлетворительным).
Режим приемки продукции, как правило, такой же, как и для крупных закупок.
В целом контроль качества и своевременности поставки МЗ осуществляется внутренними силами организации при приемке, в том числе путем проведения внутренней экспертизы в закупках по 44-ФЗ. Основу такой экспертизы и приемки составляет проверка необходимых документов, сопровождающих поставку товара, выполнение работ – наличие сертификатов, лицензий.
Актами экспертизы своими силами и приемки, которые подписывают механики и те, для кого был привезен товар.
При помощи средств Microsoft Office Excel.
Специалист по закупкам контролирует сроки поставки по контракту. При приемки товара создается комиссия, в которую включается сотрудник инициировавший закупку и проверяется весь товар на соответствие спецификации по качеству и комплектности.
Актами экспертизы своими силами и приемки, которые подписывают механики и те, для кого был привезен товар.
Вопрос 18: Всегда ли вас устраивает качество приобретенного товара?
В совокупности с отмеченными в иных ответах большими трудозатратами на приобретение «малых закупок» видим, что только 1/3 респондентов довольны качеством приобретаемой продукции, причем довольны в основном те, у кого сложились долгосрочные отношения с конкретным поставщиком. Те же компании, которые выбирали поставщика по формальным требованиям, в основном оказываются или недовольными качеством приобретенного товара, либо довольны только частично.
Большинство участников опроса отметили периодически возникающие проблемы с качеством товара.
Качество приобретенного товара по результатам малой закупки далеко не всегда устраивает заказчика, но мы не знаем, какая ситуация с качеством приобретенного товара по результатам конкурентных закупок. Для вывода необходимо дополнительное исследование о причинах несоответствия качества товара потребностям (ожиданиям) заказчика.
Все зависит от грамотно проведенного мониторинга. Если он проведен по принципу сравнения идентичного товара (а не однородного), то да, устраивает.
При подготовке технического задания для проведения конкурентных процедур иногда невозможно прописать все нюансы (в связи с неполным пониманием специфики товара), по этому не всегда поставляемый товар полностью соответствует потребностям.
94% устраивает.
Вопрос 19: Задумывались ли вы об автоматизации процесса приобретения малоценных товаров (использование автоматизированной системы)?
Лишь у единиц уже применяется автоматизация малых закупок. Из остальных примерно 2/5 задумывались над потенциальной автоматизацией, и 3/5 либо не задумывались вообще, либо сознательно считают таковую нецелесообразной. Вместе с тем было бы любопытно понять причины не применения автоматизации теми респондентами, которые положительно относятся к автоматизации; с другой стороны, можно предположить, что ответ совпадет с ответом одного из респондентов: «денежные средства на это не выделяют, специалистов в данной отрасли — нет.
Уровень автоматизации малых закупок низкий, хотя многие участники опроса отмечают целесообразность их автоматизации. Похоже, автоматизация малых закупок станет тенденцией ближайших 5 лет.
Небольшие заказчики не видят смысла в собственной автоматизации закупок малого объема, значителен негативный опыт принудительного использования продуктов управления госзакупками. С возможностями использования электронных магазинов большинство респондентов не знакомы, а те, кто сталкивался с ними в реализации госзакупок, низко оценивает качество таких площадок.
Так как большинство ответов респондентов свидетельствуют об отсутствии потребности в автоматизации процесса приобретения малоценных товаров (использование автоматизированной системы), речь может идти либо о недостаточной информированности заказчиков о таких системах, либо о том, что существующие автоматизированные системы не отвечают потребностям заказчиков. По мнению одного из респондентов, такие системы в реальности только мешают работать (неполное функционирование, постоянные обновления и ошибки интеграции между системами).
Cлишком много автоматизированных систем, которые в реальности только мешают работать (неполное функционирование, постоянные обновления и ошибки интеграции между системами).
Да, конечно, хорошо если такой ресурс будет связан с исп ЭТП.
С такими системами незнаком. Они существуют?
У нас есть областной сайт еасуз, мы обязаны по МЗ вести все так же как по конкурентным процедурам, они вносятся в ПЗ и ПГ не общей суммой как на еис , а как позиции развернуто, далее каждый контракт вносится и регистрируется в системе, и вносится по нему исполнение.
Хотелось бы.
Вопрос 20: Какие функции по приобретению МЗ в вашей компании автоматизированы? (подача заявки сотрудников, формирование заказа и др.)
Исходя из ответов, основным источников стимула для заказчиков применять автоматизацию в малых закупках, является региональная власть. При этом позитивных откликов по применяемой системе автоматизации ни от кого из респондентов не прозвучало, либо нейтральное указание на наличие систем, либо негативный отзыв о применении таковых. Тем самым можно сделать вывод, что есть потенциально интересный развивающийся рынок для ИТ-компаний.
Вопрос 22: Имеете ли вы опыт использования электронных площадок (магазинов) для организации снабжения приобретения МЗ? Если да — каков он?
Электронные магазины для сокращения накладных затрат при малых закупках, как правило не используются. Отчасти это объясняется незначительной представленностью электронных магазинов для корпоративных закупок. Имеющиеся (особенно организуемые властью) магазины не могут предоставить достаточно конкурентные предложения. Остается надеяться, что рыночное развитие этой ниши уже в ближайшее время предоставит удобные инструменты осуществления и оптимизации малых закупок.
Вопрос 23: Насколько остра проблема приобретения МЗ в вашей организации?
При всех перечисленных проблемах и невысокой в среднем эффективности проведения малых закупок, около половины респондентов проблем с малыми закупками не видят, в том числе основываясь на их небольшой доле в общем объеме закупок. Наибольшей проблемой малые закупки являются в небольших организациях, где основная часть закупок как раз и относится к малым.
Проблема малых закупок является достаточно острой. С учетом ответов на другие вопросы, можно уверенно утверждать, что многие из участников опроса, отрицающие такую проблему, просто о ней пока не знают.
Заказчики, работающие по правилам 44-ФЗ и 223-ФЗ, опасаясь негативного внимания контролирующих органов, стараются максимально формализовать процесс малых закупок, не смотря на потери времени и средств.
Мнение респондентов по данному вопросу практически разделились поровну. Но у всех респондентов проблема приобретения продукции путем малой закупки связана с встречной проблемой – необходимости проведения конкурентных способов закупки, на которые зачастую нет времени.
Полная версия исследования
Получить бесплатный доступ к полной версии исследования со всеми ответами респондентов можно, отправив письменный запрос на mzakupki@fogsoft.ru
Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, тема оптимизации закупок малых объемов подавляется задачей провести закупки без нареканий контролирующих органов, неважно с какими трудом и ресурсозатратами. И без изменений законодательства тут едва ли можно ждать перемен.
Заказчики коммерческого сектора и многие из работающих по 223-ФЗ рассматривают (и используют) возможности облегчения процесса и снижения ресурсозатрат для таких закупок. Однако основные решения пока в выборе одного или нескольких постоянных поставщиков, редко — в использовании электронных магазинов, так как существующие на рынке реализации пока вызывают нарекания.
Многим участникам опроса уже существующие методические и технические решения просто не знакомы.