С 1 июля организации, подпадающие под действие «Закона о закупках», обязаны были опубликовать планы и процедуры своих закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru. Между тем, исполнение закона было приостановлено постановлением правительства до 1 октября в связи с неготовностью инфраструктуры — многие организации не успели пройти процедуры регистрации, оформить электронную подпись, да и в принципе оказались не готовы к новым правилам.
Напомню, в Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» речь идет о предприятиях с госучастием: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50% и на их дочерние предприятия.
К очередной дате Х правительству необходимо будет определить порядок размещения компаниями положения о закупках и еще дюжину пунктов важной информации на сайте zakupki.gov.ru. Данное постановление только в проекте. Необязательным, но желательным для скорейшей реализации, мне видится принятие протокола интеграции торговых площадок (сторонних и корпоративных) с сайтом госзакупок. Это позволит в автоматическом режиме передавать информацию, предусмотренную 223-ФЗ с ЭТП на официальный сайт. Для этого портал госзакупок должен обладать соответствующей функциональностью, которой опять же на сегодня нет. С электронной подписью проблема решается, но, увы, большинство удостоверяющих центров не могут выдавать сегодня ЭП для работы по 223-ФЗ.
Кстати, если официальный портал по той или иной причине перестанет работать — закупка считается правильно осуществленной только в том случае, если информация о закупках будет опубликована на корпоративном Интернет-ресурсе. Между тем, для многих компаний, не имеющих собственных сайтов, это целая проблема. Все чаще поступают вопросы от предприятий о том, где им публиковать положение и как проводить торги при отсутствии собственного сайта. Я уже не говорю о массе вопросов о том, как должно выглядеть это положение.
Вспоминается неприятная ситуация с взаимными упреками в рамках опубликованного 28 мая Федеральной антимонопольной службой списка недобросовестных исполнителей того же 223-ФЗ, своевременно не разместивших на собственных сайтах положения о закупках. Тогда, по данным ФАС, по состоянию на 25 мая 62 из 140 стратегических предприятий и 3 из 49 стратегических акционерных обществ необходимую информацию не опубликовали. Через неделю в своем пресс-релизе ФАС представила данные нового мониторинга, подтвердив, что по состоянию на 4 июня 2012 года ряд компаний из первоначально опубликованного списка на сайте fas.gov.ru действительно разместили на своих официальных сайтах положение о закупках.
Как видим, к размещению необходимой информации даже на своем сайте готовы далеко не все. Вполне возможно, что у предприятий не хватает ресурсов или опыта в подготовке подобных документов, регламентирующих их закупочную деятельность.
Между тем для нарушителей закона о закупках, по словам замглавы ФАС Андрея Цариковского, к концу года будут введены штрафы. Такие поправки в Кодекс об административных нарушениях ФАС готовит совместно с МЭР и Минфином. Не уверен, что к 1 октября это будет реализовано. Значит, желающие работать по 223-ФЗ, а не по строгому закону №94-ФЗ «О госзакупках» вряд ли поторопятся к исполнению нового Федерального закона.
В целом «Закон о закупках» можно назвать весьма полезным инструментом. В отличие от закона «О госзакупках», он разрешает «закупаться» в любой форме — как в традиционной, так и электронной, например, на собственной электронной торговой площадке. В свою очередь это масса преимуществ, поскольку корпоративная ЭТП имеет функционал, полностью отвечающий бизнес-процессам организации.