К сожалению, поставка плохого товара за приличные деньги победителем торгов встречается нередко. Например, когда вместо новых труб привозят восстановленные, которые выглядят как новые, но срок эксплуатации их значительно короче. Или другой пример — компания получает не новые, а восстановленные шины для служебных автомобилей. Таки шины имеют различную толщину наращенного протектора, а значит, разную жесткость, что может привести к заносу транспортного средства во время движения. Кроме того, плохо нарощенный протектор вообще может отвалиться, и последствия могут быть необратимыми. Другие неприятности могут быть связаны с поставкой некачественных продуктов питания для детских садов и школ. Они могут содержать ГМП, растительные и трансгенные жиры, искусственные красители, ароматизаторы, консерванты и так далее.
Во избежание подобных ситуаций при любых закупках сначала необходимо исследовать рынок, четко понять, что же ты хочешь приобрести, правильно сформулировать критерии и грамотно составить конкурсную документацию.
Данная рекомендация распространяется на проведение электронных торговых процедур на любых электронных торговых площадках, в том числе и на ЭТП, проводящих торги по 223-ФЗ (под который подпадают предприятия с государственным участием и естественные монополии) и на ЭТП аккредитованных государством по Федеральному Закону № 94-ФЗ. На мой взгляд, многие несправедливо ругают 94-ФЗ за якобы единственный критерий оценки в виде цены. В действительности он предусматривает заявку на поставку, состоящую из двух частей: первая часть содержит описание предмета закупки (предмета поставки), а вторая – цену. То есть сначала идет проверка соответствия предмета поставки конкурсной документации — то ли они будут поставлять, что требуется. В свою очередь потенциальные поставщики, предлагающие товар в соответствии с отборочными критериями, допускаются к торгам по цене. Шансы купить качественный товар есть всегда. Конечно, проведение торгов по 223-ФЗ даёт больше инструментов заказчикам, однако и то, что единственный критерий торговли по 94-ФЗ – цена, это, по большей мере, лукавство. Люди просто ленятся составлять хорошую конкурсную документацию, поэтому и получают всякие поставку ненадлежащего качества. Что же, после драки кулаками махать бессмысленно.
Дополнительным способом защиты от недобросовестных поставщиков может стать организация более сложных закупочных процедур с различными «доторжками», «переторжками», конкурентными переговорами. Можно проводить двухэтапные, многоэтапные конкурсы и аукционы, что позволяет соответственно отсечь недобросовестных поставщиков. В конце концов, всегда можно проводить закупки не в форме аукционов и конкурсов, а в форме запросов предложений и запросов цен, которые не обязывают заключать договор с победителем, а составляет только конкурентный лист. Коротко об этом не расскажешь —эта тема достойна отдельной книги.