Следуя мировым тенденциям наше государство решило сократить госсектор, взяв курс на массовое избавление от непрофильных активов путем приватизации своего имущества(в том числе, муниципальных и госпредприятий). Нетрудно догадаться, что основная задача здесь — передать имущество эффективным управленцам. Вместе с тем отдавать его даже в хорошие руки за бесценок стране вряд ли хочется. Кроме того, поскольку все же речь идет об имуществе государства, то важна и максимальная прозрачность процессов приватизации.
Решение совокупности этих и других задач было принято, правда, недавно и не совсем решительно. 11 сентября в силу вступило постановление №860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме». Согласно постановлению, в должен появиться акт об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме.
Данное постановление действует в рамках ст. 32.1 федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» и позволяет владельцам электронных торговых площадок из числа юридических лиц, зарегистрированных на территории России (их перечень, должен быть утвержден в течение 6 месяцев с даты вступления в силу настоящего постановления), осуществлять электронные торги по реализации данного вида имущества. Иными словами появляется понятие электронной приватизации и масса новых возможностей.
Например, принять участие в торгах теперь будет значительно проще, что немаловажно, учитывая географию нашей страны и интерес к приватизации имущества иностранных участников рынка. Ошибок из серии «потеряли заявку», «забыли оповестить» и так далее будет меньше. Процесс торгов будет автоматизирован. Конкуренция на электронных торговых площадках позволит реализовать имущество по более высокой цене. Кроме, того, если торги пройдут с нарушениями, то появится больше возможностей эти нарушения выявить, ознакомиться с ходом торгов и при необходимости оспорить результаты.
Согласно постановлению 860 приватизировать в электронной форме начнут после официального утверждения списка операторов электронных площадок для реализации государственного и муниципального имущества. А пока требований к ЭТП в законопроекте нет и неизвестно, как именно будет проводиться отбор площадок.
К моему сожалению, никто не обязан будет выставлять государственное и муниципальное имущество на электронные торги. То есть продавцы (так в законе «о приватизации» называются структуры, организующие торги по реализации государственного и муниципального имущества)сами будут решать, в какой форме им торговаться. Сомневаюсь, что кто-то начнет проводить электронные торги по приватизации, если не обязать. Впрочем, уверен, этот вопрос ужесточат, и, хотя бы часть имущества будет реализоваться на электронных торговых площадках. Иначе, зачем в закон вносить изменения, которые не будут работать?
Уверенности добавляет схожесть приватизации и реализации имущества должников по банкротству относительно электронных торгов.
Среди сходств: требования, предъявляемые к электронным торговым площадкам, правда, для ЭТП по приватизации нельзя арендовать «железо» — ее аппаратный комплекс.
Между тем банкротские площадки в основном арендуют серверы в центрах обработки данных, что удобно и выгодно.
Подробнее ознакомиться со всеми требованиями можно в проекте приказа о требованиях к площадкам по приватизации. Частично его формулировки заимствованы из Приказа от 15 Февраля 2010 г. № 54 «Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям».
Вполне логично, что положительный опыт банкротов учитывался и в приватизации. Даже с точки зрения потребителей — целевая аудитория приватизации и банкротства очень даже близка. Это желающие по выгодной цене приобрести некое имущество, которое ранее не продавалось. Однако в банкротстве кредиторам деньги нужны срочно, а здесь можно приватизировать то или иное имущество даже в исторической перспективе. То есть торговая процедура может быть признана несостоявшейся, если не дали достойную цену, и проводиться повторно еще много раз.
Важно отметить, что в банкротстве реализовывать имущество на электронных торгах обязали всех. Сегодня работает уже около сорока ЭТП, где торгуется имущество банкротов. Более того ежегодно это число возрастает примерно на четверть. Значит, потребность в электронных торгах все же есть, равно как и желающие это имущество приобрести.
Конечно, приватизация госимущества — вопрос тонкий, требующий оценки многих факторов. Надеюсь, это будет учтено в будущих поправках к закону «о приватизации».