Человечество еще до изобретения денег начало заниматься закупками. Вместе с ними появились и свойственные закупкам сложности. Из года в год по крупицам мыслители торговли и снабжения вырабатывали подходы к тому, чтобы закупки были честными, а товары — дешевыми. Придумали не просто обмен, а аукционы, конкурсные комиссии, заявки, конкурсную документацию. Как-то старались расширить число участников, приглашая заморских торговцев. XXI век перенес все это в Интернет, на электронные торговые площадки (ЭТП), однако старые проблемы уходить не торопятся. Как норовили нечистые на руку купцы «впарить» дурной товар, так и сейчас бывают поставки некачественной продукции в рамках проведенной по последнему слову торговой мысли закупки. Всего этого можно избежать при отсутствии у компаний банальной лени, то есть при желании провести закупку максимально прозрачно и качественно.
Хорошие организации закупаются по так называемому правилу холодильника: если ты решил купить холодильник, то, выбрав подходящую модель, оцени его надежность и не думай о том, кто его поставит. Главное, чтобы по конкурентной цене поставили именно его, по пути не разбили, а если сломается, еще и отремонтировали.
На ЭТП для начала необходимо четко сформулировать критерии конкурсной документации. Но сделать это следует так, чтобы не получилось, как в том анекдоте, где председатель конкурсной комиссии говорит ее членам, что словосочетание «всякая хрень» в конкурсной документации не полностью отражает спецификацию закупаемой продукции. Соглашусь, не во всех случаях это будет легкой задачей. Например, в конкурсной документации на поставку лекарств принято указывать их непатентованные названия, отчего часто вместо оригинальных препаратов поставляются дженерики. Предварительно исследовав рынок и написав в конкурсной документации, что по данному товару должны быть проведены определенные испытания, дженерики можно отсечь.
Дополнительным способом защиты от недобросовестных поставщиков может стать организация более сложных закупочных процедур с различными «доторжками», «переторжками», конкурентными переговорами. Можно проводить двухэтапные, многоэтапные конкурсы и аукционы. В конце концов, существуют запросы предложений и цен, не обязывающие заключать договор с победителем, а составляющие только конкурентный лист.
Неплохой вариант — страхование риска ненадлежащего исполнения договора или риска по получению убытков по договору. Можно найти информацию о поставщике, проследив его историю на ЭТП. В перспективе можно будет воспользоваться реестрами добросовестных поставщиков в том случае, если их несколько.
Во избежание сговора «любителей моря с закатами и откатами» следует «торговаться» на площадках с двойным шифрованием данных. Как правило, оператор ЭТП знает ценовые предложения участников торгов в любой момент времени до вскрытия конвертов. Для защиты от несанкционированного вмешательства третьих лиц на ряде российских ЭТП используется система двойного шифрования данных. Благодаря ей до момента вскрытия конвертов организатором торгов оператор площадки не сможет ознакомиться с поступившими данными о предложениях участников.
Идеальным же решением станет внедрение собственной ЭТП. Она позволит установить любую степень защиты данных, применить всевозможные сложные торговые процедуры, реализовать нестандартные схемы отбора участников. Там вообще можно проводить торги в закрытом режиме, где участвуют лишь те, кого пригласит организатор. Своя площадка ближе к делу!