Эффективные прямые закупки — в интересах государства и бизнеса

В статье основное внимание автора будет акцентировано на управлении прямыми закупками — одной из ключевых задач многих госпредприятий. Автор не является сторонником универсальных подходов и предлагает вектор, по которому компании могут двигаться с учетом своих индивидуальных особенностей.

Анализ исторически сложившихся принципов и привычек ведения закупочной деятельности приводит нас к выводу, что они не подразумевают применение эффективных бизнес-инструментов. В частности, многие государственные предприятия и госучреждения пользуются едиными правилами, не учитывая различие целей своей деятельности.

В статье основное внимание автора будет акцентированно на управлении прямыми закупками — одной из ключевых задач многих госпредприятий.

Автор не является сторонником универсальных подходов и предлагает вектор, по которому компании могут двигаться с учетом своих индивидуальных особенностей.

Аудитория, которой опыт автора может быть наиболее интересен, — юридические лица, деятельность которых регулируется Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данный закон не ограничивает организации в выборе инструментов управления закупками. Это становится возможным при условии написания предприятиями собственного Положения о закупках.

Эффективность закупок

С экономической точки зрения эффективность — результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение. Автор предлагает измерять результативность в рамках определенного интервала времени.

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Исходя из данных определений очевидно — цели закупок госучреждений и госпредприятий не могут совпадать. Одни производят закупки товаров работ и услуг для получения прибыли, а вторые — тратят выделенные средства на удовлетворение государственных нужд. Соответственно, и эффективность закупок в первом и втором случаях будет оцениваться по разным критериям.

Поэтому автор предлагает под эффективностью закупок понимать меру достижения результата в рамках имеющихся ресурсов и выделить отдельные критерии оценки эффективности закупок госпредприятий и закупок госучреждений.

Закупки госучреждений и госпредприятий

Основными критериями эффективности закупок госучреждений являются цена закупки и стоимость последующего владения. Основная задача — купить товары, работы или услуги требуемого качества с минимальным расходованием бюджетных средств.

Данные критерии могут быть актуальны при приобретения госпредприятиями основных средств, непрямых закупок, а также в инвестпрограммах.

На прямые закупки госпредприятий, включающие приобретение материалов или сырья, которые принимают непосредственное участие в производстве основной продукции предприятия, распространяются другие важные критерии. В том числе:

  • 1) Скорость оборота средств.
  • 2) Объем оборотного капитала.
  • 3) Доходность.

Учитывая три данных критерия и задачу максимизировать прибыль, можно сделать вывод, что входящая цена прямых закупок для предприятий не первична. Тем не менее, цена может влиять на доходность при условии высококонкурентного рынка, но в число основных критериев эффективности прямых закупок, как правило, не входит.

Наиболее важным критерием является скорость оборота средств. При этом оптимизация цикла оборота капитала (закупка, время производства и время реализации) эффективнее оптимизации уровня доходности.

С целью увеличения скорости оборота капитала автор предлагает предприятиям оптимизировать процедуру прямых закупок, выстраивая взаимовыгодные отношения со стратегическими поставщиками.

Читать статью полностью в формате PDF

Недавние публикации в СМИ