Если вы думаете о том, чтобы автоматизировать закупки и упорядочить продажи с помощью электронной торговой площадки, то перед вами два пути: заказать разработку у компании, которая специализируется на создании электронных торговых площадок, или работать на сторонней ЭТП. Первый путь потребует денег и времени: от 400-500 тыс. рублей до нескольких миллионов и от месяца до полугода на разработку и внедрение. Второй — только денег: начинать работу можно сразу. Но играть придется по правилам площадки, а о том, чтобы контролировать качество поставщиков, и речи идти не будет: взаимодействовать придется с теми, что прошли не самый строгий фильтр надежности электронной торговой площадки. Вложения в разработку ЭТП для компании окупятся быстро: с примерами можно познакомиться в разделе Наши клиенты. Расчет окупаемости внедрения команда «Фогсофт» проводит до того, как создать торговую площадку, еще на этапе разработки проекта.
Своя электронная торговая площадка будет приносить прибыль: как прямую, которая выражается в снижении стоимости товаров и услуг, так и косвенную — за счет того, что себестоимость организации закупок будет меньше. К косвенным выгодам от создания ЭТП специалисты относят и уменьшение трудозатрат закупщиков: за одно и то же время снабженцы в интерфейсе электронной торговой площадки успевают больше, чем их коллеги, которые полагаются только на телефон, мессенджеры, Excel и электронную почту.
Когда идет речь о том, чтобы создать площадку для торгов, часто забывают о возможностях уменьшить трудозатраты сотрудников. Например, за счет интеграции электронной торговой площадки с другими информационными системами компании: с системой электронного документооборота, бухгалтерскими программами. В этом случае рутина вроде обмена документами сводится к паре кликов «Отправить в систему документооборота» и миганию оповещения «Документ согласован».
Оба подхода — создание ЭТП для своей компании и переход к закупкам на сторонней площадке — имеют свои преимущества и недостатки. И речь не только о том, сколько заплатит компания, которая решила перейти от закупок «в бумаге и почте» к современным способам организации закупочной работы. Фогсофт подготовила сравнительную таблицу, в которой сравнили по самым важным критериям оба вариант цифровизации закупок с помощью электронной торговой площадки.
Создать ЭТП или проводить закупки на сторонней площадке
Критерий для сравнения: | Собственная ЭТП | Сторонняя ЭТП |
Доступная цена | — | + |
Быстрый старт работы | — | + |
Расходы на инфраструктуру | + | — |
Контроль надежности поставщиков | + | — |
Доступность площадки для ваших поставщиков | + | — |
Настройки под корпоративные регламенты работы | + | — |
Интеграция с корпоративными информационными системами | + | — |
Своя электронная площадка требует вложений в разработку: на внедрение может потребоваться до полугода. При этом стоимость создания ЭТП вполне способна достигать нескольких миллионов рублей — за кастомное решение и 400-500 тыс. рублей за «коробку». Закупки на сторонней площадке тоже не бесплатные: на некоторых крупных ресурсах абонентская плата достигает 120-150 тыс. рублей в месяц. Ваши поставщики тоже вынуждены будут платить: обычно плата взымается с участника-победителя закупки (1% от стоимости предложения или лота) или за участие (до 5-10 тыс. рублей). |
Если вы выбрали создать торговую площадку для компании
Сохраняете бизнес-процессы компании
Если ЭТП своя, корпоративная, компания-владелец вам не придется что-то менять в работе: процессы останутся теми же, просто работа станет удобней и быстрее, действия закупщиков и поставщиков будут сохраняться в системе, а результаты закупочной работы получится изучать на лету. Менять бизнес-процессы, маршруты согласования документов и заявок на поставку в угоду «зашитым» в ЭТП алгоритмам не понадобится.Полностью управляете закупками
Закупочные процессы просто переносятся на ЭТП — на своей электронной торговой площадке вы полностью контролируете не только ход торгов, но и доступ к ним поставщиков и подрядчиков, проводите максимально выгодную закупочную политику, не ориентируясь на требования площадки и не торопясь извлечь максимум из оплаченного времени работы, как на внешней площадке.Быстро окупаете вложения в разработку ЭТП
Вложения в создание электронной торговой площадки окупаются за счет экономии на закупках, снижения себестоимости закупочной работы и полного контроля за расходами на закупочную деятельность.Защищаете информацию о закупках
Разработать ЭТП — значит максимально полно защитить данные о закупочной работе. Если электронная торговая площадка своя, вы можете не просто ограничить доступ к информации, но и управлять доступом к торгам, допускать к разным разделам только сотрудников с определенным статусом.Бесшовно интегрируете ЭТП с корпоративными информационными системами
Создание электронной площадки может предполагать и интеграцию с другими системами для моментального обмена данными с ними. Документы, запросы, данные об оплатах и поставках — перемещаются между системами и никуда не пропадают.Можете самостоятельно изменять ЭТП
Электронная площадка для закупок развивается вместе с вашим бизнесом — вы можете использовать новые торговые процедуры, критерии оценки поставщиков, менять маршруты согласований и подключать к работе новых сотрудников и поставщиков. Часть изменений можно сделать без привлечения разработчиков.Вы можете начать создание торговой площадки с подготовки функциональных требований к ней. О разработке функциональных требований перед созданием электронной площадки мы рассказали в предыдущей статье — читайте, как составить ТЗ на разработку своей ЭТП и сэкономить.
Узнайте больше о возможностях решений для автоматизации закупок