Если вы думаете о том, чтобы автоматизировать закупки и упорядочить продажи с помощью электронной торговой площадки, то перед вами два пути: заказать разработку у компании, которая специализируется на создании электронных торговых площадок, или работать на сторонней ЭТП. Первый путь потребует денег и времени: от 400-500 тыс. рублей до нескольких миллионов и от месяца до полугода на разработку и внедрение. Второй — только денег: начинать работу можно сразу. Но играть придется по правилам площадки, а о том, чтобы контролировать качество поставщиков, и речи идти не будет: взаимодействовать придется с теми, что прошли не самый строгий фильтр надежности электронной торговой площадки. Вложения в разработку ЭТП для компании окупятся быстро: с примерами можно познакомиться в разделе Наши клиенты. Расчет окупаемости внедрения команда «Фогсофт» проводит до того, как создать торговую площадку, еще на этапе разработки проекта. Решив открыть ЭТП вы уже точно знаете, когда получится вернуть деньги: за счет экономии на закупках и сокращения операционных расходов.
Своя электронная торговая площадка будет приносить прибыль: как прямую, которая выражается в снижении стоимости товаров и услуг, так и косвенную — за счет того, что себестоимость организации закупок будет меньше. К косвенным выгодам от создания ЭТП специалисты относят и уменьшение трудозатрат закупщиков: за одно и то же время снабженцы в интерфейсе электронной торговой площадки успевают больше, чем их коллеги, которые полагаются только на телефон, мессенджеры, Excel и электронную почту.
Когда идет речь о том, чтобы создать площадку для торгов, часто забывают о возможностях уменьшить трудозатраты сотрудников. Например, за счет интеграции электронной торговой площадки с другими информационными системами компании: с системой электронного документооборота, бухгалтерскими программами. В этом случае рутина вроде обмена документами сводится к паре кликов «Отправить в систему документооборота» и миганию оповещения «Документ согласован».
Оба подхода — создание ЭТП для своей компании и переход к закупкам на сторонней площадке — имеют свои преимущества и недостатки. И речь не только о том, сколько заплатит компания, которая решила перейти от закупок «в бумаге и почте» к современным способам организации закупочной работы. Фогсофт сравнила оба вариант цифровизации закупок: создать тендерную площадку или выйти на стороннюю ЭТП.
Создать ЭТП или проводить закупки на сторонней площадке
Критерий для сравнения: | Собственная ЭТП | Сторонняя ЭТП |
Доступная цена | — | + |
Быстрый старт работы | — | + |
Расходы на инфраструктуру | + | — |
Контроль надежности поставщиков | + | — |
Доступность площадки для ваших поставщиков | + | — |
Настройки под корпоративные регламенты работы | + | — |
Интеграция с корпоративными информационными системами | + | — |
Своя электронная площадка требует вложений в разработку: на внедрение может потребоваться до полугода. При этом стоимость создания ЭТП вполне способна достигать нескольких миллионов рублей — за кастомное решение и 400-500 тыс. рублей за «коробку». Закупки на сторонней площадке тоже не бесплатные: на некоторых крупных ресурсах абонентская плата достигает 120-150 тыс. рублей в месяц. Ваши поставщики тоже вынуждены будут платить: обычно плата взымается с участника-победителя закупки (1% от стоимости предложения или лота) или за участие (до 5-10 тыс. рублей). |
Если вы выбрали создать торговую площадку для компании
Сохраняете бизнес-процессы компании
Если ЭТП своя, корпоративная, компания-владелец вам не придется что-то менять в работе: процессы останутся теми же, просто работа станет удобней и быстрее, действия закупщиков и поставщиков будут сохраняться в системе, а результаты закупочной работы получится изучать на лету. Менять бизнес-процессы, маршруты согласования документов и заявок на поставку в угоду «зашитым» в ЭТП алгоритмам не понадобится, ведь создание тендерной площадки предполагает перенос закупочных процессов в «цифру» без изменений.Полностью управляете закупками
Закупочные процессы просто переносятся на ЭТП — на своей электронной торговой площадке вы полностью контролируете не только ход торгов, но и доступ к ним поставщиков и подрядчиков, проводите максимально выгодную закупочную политику, не ориентируясь на требования площадки и не торопясь извлечь максимум из оплаченного времени работы, как на внешней площадке.Быстро окупаете вложения в разработку ЭТП
Вложения в создание электронной торговой площадки окупаются за счет экономии на закупках, снижения себестоимости закупочной работы и полного контроля за расходами на закупочную деятельность.Защищаете информацию о закупках
Разработать ЭТП — значит максимально полно защитить данные о закупочной работе. Если электронная торговая площадка своя, вы можете не просто ограничить доступ к информации, но и управлять доступом к торгам, допускать к разным разделам только сотрудников с определенным статусом.Бесшовно интегрируете ЭТП с корпоративными информационными системами
Создание электронной площадки может предполагать и интеграцию с другими системами для моментального обмена данными с ними. Документы, запросы, данные об оплатах и поставках — перемещаются между системами и никуда не пропадают.Можете самостоятельно изменять ЭТП
Электронная площадка для закупок развивается вместе с вашим бизнесом — вы можете использовать новые торговые процедуры, критерии оценки поставщиков, менять маршруты согласований и подключать к работе новых сотрудников и поставщиков. Часть изменений можно сделать без привлечения разработчиков.Вы можете начать создание торговой площадки с подготовки функциональных требований к ней. О разработке функциональных требований перед созданием электронной площадки мы рассказали в предыдущей статье — читайте, как составить ТЗ на разработку своей ЭТП и сэкономить.
Узнайте больше о возможностях решений для автоматизации закупок