Михаил ФОГИЛЕВ: «Я с оптимизмом смотрю на будущее отечественных электронных торгов. Им просто нет альтернативы»

Интервью генерального директора компании Фогсофт, Фогилева М.Е. для Ассоциации Электронных Торговых Площадок

Сегодня среди профессионалов, предпринимателей, СМИ развернулась широкая полемика вокруг путей совершенствования системы государственного заказа, о необходимости которого заявил Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию. В рамках этой дискуссии генеральный директор компании «Fogsoft» Михаил ФОГИЛЕВ в эксклюзивном интервью порталу АЭТП даёт характеристику ключевым моментам развития электронного бизнеса в Российской Федерации и их специфике.

— Михаил, Вы уже сравнительно долгое время работаете на рынке ПО для нужд электронной коммерции и торговли. Наверняка у Вас есть своё профессиональное видение того, как будет развиваться рынок электронных торгов?

Я думаю, что уже никто не сомневается в том, что перевод торгов на электронные рельсы является одним из приоритетов государственной власти, это уже в некотором роде тренд, который не остановить. Не секрет, что одна из целей, к которым стремится государство, продвигая электронные торги, это повышение прозрачности, снижение стоимости транзакционных расходов, снижение возможностей по манипулированию процессом торгов. И если рассматривать результаты внедрения электронных торгов с этой точки зрения, то тут можно уверенно сказать, что успехи есть и успехи значительные. Не раз и не два достоянием гласности становились случаи, когда органы государственной власти размещают заказы на дорогие машины и другие предметы роскоши. Теперь невозможно провести такие торги «по-тихому», информация открыта в публичном доступе, ее не спрячешь и не удалишь.

Хочу отдельно сказать о торгах по распродаже имущества должников. Не секрет, что криминальная составляющая в этой области торгов весьма высока. Серьезные объекты часто выставляются на торги только тогда, когда найден потенциальный покупатель. Соответственно, существовал набор методов, которые использовали в «живых» торгах, чтобы не допустить до участия нежелательных претендентов. Поэтому и было такое сильное противодействие, постоянно были попытки получить отсрочки, перенести начало действия закона на более поздний срок. Потому что электронные торги — штука намного более прозрачная, там старые проверенные методы не работают.

Еще обязательно надо сказать про ЭЦП. Важность использования ЭЦП, точнее даже важность обязательного использования, трудно переоценить. И тут тоже есть несколько аспектов. То, что не нужно больше приносить документы лично, что обеспечивается юридическая значимость сделки — это совершенно очевидные плюсы применения ЭЦП. Но нам, как разработчикам, обязательное использование ЭЦП на торговой площадке позволило создать надёжные механизмы защиты конфиденциальной информации, например ценового предложения в заявке на участие в конкурсе.

С другой стороны, надо понимать, что все эти последние законы, при всей их прогрессивности и правильности, это только половина дела. Электронные торги — это всего лишь инструмент, хотя мощный и действенный. Но если мы говорим о том, насколько это позволит сделать процесс торгов открытым и честным, то решающее значение тут имеет общая ситуация с бизнес-климатом в стране. Не будем питать иллюзий, если у организатора торгов будет мотивация провести пару «управляемых» торгов, то он будет искать такую возможность.

В целом, я с оптимизмом смотрю на будущее отечественных электронных торгов. Им просто нет альтернативы.

— Вы хотите сказать, что государство будет играть основную роль в регулировании этого сегмента экономической деятельности?

Роль государственных структур всегда будет определяющей в таких действительно фундаментальных процессах, как перевод экономики на электронные рельсы. Государство является, и на длительный срок, останется единственно основным игроком на этом поле.

— Какова в этом случае будет роль организаций в развитии электронного бизнеса России? Какие преимущества Вашей компании даёт членство в Ассоциации Электронных Торговых Площадок?

Что касается аспектов участия некоммерческих организаций в развитии электронной коммерции, это тема отдельного разговора. Если говорить конкретно обАЭТП, то Ассоциация является наиболее достоверным и полным источником информации для организаций, перед которыми стоит вопрос, каким образом начать участвовать в электронных торгах: будет это сторонняя система или же собственная электронная торговая площадка. Мы рассматриваем наше членство в Ассоциации, в том числе и как один из каналов общения с нашей аудиторией, потенциальными заказчиками. Есть еще и другой момент. Наша компания занимает ведущие позиции на рынке разработчиков электронных торговых площадок, соответственно, мы просто должны быть представлены в Ассоциации.

— Существует мнение, что для того, чтобы быстро и качественно сделать скачок в любом бизнесе в России, необходимо в первую очередь воспользоваться опытом зарубежных компаний. Полностью ли Вы разделяете эту позицию?

Несомненно, использование чужого опыта значительно ускоряет процесс построения собственного бизнеса. Не нужно изобретать велосипед, методом проб и ошибок находить решения, которые уже многократно найдены успешными компаниями. И не принципиально, зарубежная это компания или отечественная. Что касается разработки программного обеспечения в целом, мы, в компании Фогсофт, постоянно отслеживаем такой опыт, пытаемся адаптировать его к своим задачам. Особенно это актуально для построения правильной, жизнеспособной инфраструктуры компании, повышения эффективности работы каждого сотрудника.

Однако, в вопросах, связанных с развитием электронных торгов в России, без сомнения есть своя специфика. Оставим в стороне вопрос законодательной базы. Могу только сказать, что качество самих законов улучшается, достаточно оперативно принимаются поправки.

— Какие, на Ваш взгляд, моменты необходимо учитывать при дальнейшем внедрении электронных торгов в России?

Во-первых, это общий низкий уровень компьютерной грамотности участников торгов.

Во-вторых, недостаточное понимание этой проблемы операторами электронных площадок. Понимаете, когда только начинается процесс создания электронной площадки, люди, которые собираются этим заниматься, концентрируют своё внимание большей частью на понятных и конкретных проблемах. У кого купить электронную торговую площадку? Где установить сервер? С каким интернет провайдером заключить договор? Как не выйти за рамки бюджета? Всё это весьма важные задачи, поэтому люди концентрируются на них, но абсолютное большинство совершенно не задаётся вопросом, а что будет, когда площадка начнёт функционировать? Оператор зачастую оказывается совершенно не готовым к тому валу звонков от участников торгов, к тому многообразию возникающих у них проблем, которое обрушивается на него. Поэтому мы всегда советуем своим клиентам уделять максимум внимания организации службы поддержки и обучению персонала.

— Как бы Вы оценили современный этап развития «электронного» бизнес-сообщества в России? Какова доля участия Вашей компании?

Я бы разделил российское электронное бизнес-сообщество на две части. Первую назовём «государственная», а вторую «коммерческая». С первой частью, без сомнения, мы идем в правильном направлении, и что бы ни было принято, правки в 94-ФЗ или новый ФКС, законодатели не сделают шаг назад и не допустят снижения прозрачности.

Со второй частью ситуация несколько иная. Обычно частный бизнес намного быстрее, чем государство начинает использовать инновации. Он более гибок, обладает меньшей инертностью. Но в вопросах, связанных с внедрением информационных систем наблюдается иная картина. Особенно в период кризиса и жесткой экономии средств, не многие руководители компаний понимают важность и выгоду от автоматизации их предприятий. Хотя, несомненно, грамотное использование ИТ двигает бизнес вперед, повышает эффективность организации.

Что касается перехода бизнеса на электронные торги, я имею в виду закупки крупных предприятий, — зачастую компания уже имеет строго очерченный круг поставщиков, с которым давно работает, которым доверяет. «Нам не нужна минимально возможная цена, для нас главным критерием является качество», — вот такие аргументы мы слышим очень часто, когда обсуждаем с представителями частного бизнеса вопросы внедрения электронной площадки. Соответственно, если брать картину в целом, частный бизнес отстаёт от государства по темпам перехода на электронные торги.

Теперь об участии нашей компании во всех этих процессах. У каждого участника здесь вполне конкретная роль. В зависимости от этой роли меняется и степень влияния. Наша компания является разработчиком программного обеспечения, в частности электронных торговых площадок для различных видов торгов. Мы находимся в постоянном контакте с нашими клиентами, оказываем поддержку, сопровождаем наши работающие решения. Таким образом, мы имеем четкое представление о том, как обстоят дела в той или иной сфере применения наших электронных площадок. Собирая эту информацию из различных источников, мы анализируем, обобщаем ее и отправляем наши предложения по улучшению законодательства в соответствующие государственные органы, например, в Минэкономразвития. Ну и самое главное, что мы делаем, это разработка качественного, удобного в использовании программного обеспечения, которое отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к такого рода системам. Тем самым мы даем возможность другим участникам этого процесса выбрать то программное обеспечение, которое максимально подходит под требования их бизнеса.

Недавние публикации в СМИ

Как сэкономить деньги и время при выборе нового ПО

На первый взгляд, если заказчик программного обеспечения точно знает, чего он хочет, и оформляет это в подробном документе на 100-150 страниц, то это самый эффективный подход к выбору решения. А на практике?