Технологии без тумана — облачные решения обещают хороший рост

Авторская статья Олега Аксенова об облачных решений

Олег Аксенов, директор департамента проектов компании Фогсофт: «Сейчас очень много шума вокруг облачных технологий. Скоро может дойти до того, что и сайт-визитку будут называть «облачным решением». Однако постоянные упоминания к месту и не к месту не подкрепленных конкретикой понятий снижают уровень доверия к этим весьма полезным инновациям.»

Действительно, при желании понятие «облако» можно «натянуть» почти на большинство сервисов в Интернете. По сути, так могут назвать любой нестатический сайт, который как-то взаимодействует с пользователями. Так что же такое облачные решения? Часто говорят об облачных вычислениях — cloud computing, подразумевая, естественно, нечто большее, чем простую арифметику. Обратимся к авторитетному источнику — NIST (Национальный институт стандартов и технологий США). С их точки зрения, облачные вычисления — это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению или необходимостью взаимодействия с поставщиком услуг.

Как убедиться, что речь идет о настоящем облачном решении, а не об очередной уловке маркетологов? Для этого необходимо оценить потенциальное облачное решение по пяти следующим признакам. Во-первых, это самообслуживание по требованию, когда потребитель может в одностороннем порядке пользоваться вычислительными мощностями по необходимости, автоматически, без взаимодействия с поставщиком услуг. Во-вторых, это широкий сетевой доступ, когда решение доступно в сети через стандартные механизмы, позволяющие, в идеале, использовать разнообразные платформы для клиентских рабочих мест (настольные компьютеры, смартфоны, планшеты). В-третьих, пул ресурсов, когда вычислительные ресурсы поставщика услуг объединяются в пул и распределяются автоматически в зависимости от текущих запросов потребителей. В-четвертых, это быстрая гибкость (эластичность), когда предоставляемые возможности могут быстро и гибко масштабироваться. Они практически не ограничены и могут быть предоставлены в любом количестве в любое время. И, наконец, в-пятых, это измеримый сервис, когда облачное решение должно автоматически контролировать и оптимизировать ресурсы по заранее установленным показателям, таким как, например, пропускная способность и количество зарегистрированных пользователей. Отчет по потреблению ресурсов должен обеспечивать прозрачность оплаты для потребителей.

Облачное решение должно удовлетворять хотя бы трем-четырем критериям. Кстати, из приведенных характеристик следуют основные преимущества облаков — снижение TCO (совокупной стоимости владения) и регулируемая доступность для практически неограниченного числа пользователей.

Основной фактор риска для IT-руководителей, принимающих решение о начале работы с неким облачным решением, — это, конечно, безопасность конфиденциальных данных. Было бы странно полагать, что IT-департамент банка доверит данные внешнему поставщику услуг. Для того чтобы снять этот риск, существуют варианты приватных и гибридных облаков. С первым все понятно — облако разворачивается внутри инфраструктуры компании и недоступно напрямую извне. Хороший пример второго для того же банка — критичные данные в приватном облаке, которое может взаимодействовать с отзывами и заявками на обслуживание от клиентов, оставляющих их на сайте, использующем публичное облако. Практика показывает, что в крупных компаниях предпочтение отдается как раз приватным или гибридным облакам. По прогнозам Gartner, в 2012 году мы увидим десятикратное увеличение установок приватных облачных решений. Другой, распространенный на Западе вариант — перенос только части инфраструктуры в облако. Хороший пример — CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами.

Другой значимый риск — передача контроля над IT-инфраструктурой внешнему поставщику. Приватные облака снимают и этот риск, хотя для небольших компаний может быть выгоднее отдать эти задачи на аутсорсинг. В данном случае важно подробно изучить SLA (соглашение об уровне обслуживания).

Есть еще несколько неприятных моментов. Необходимо постоянное качественное подключение к Интернету. К сожалению, в некоторых регионах нашей страны это еще может быть проблемой. Кроме того, несмотря на предполагаемую прозрачность затрат на облако, возможны высокие затраты на его содержание. Здесь можно только посоветовать аккуратно спрогнозировать затраты и сопоставить их с текущими затратами на ту часть IT-инфраструктуры, которую планируется переносить в облако.

Особого значения не имеет, что именно организация подразумевает под термином «облачные технологии», если она их уже успешно применяет. Тем же, кто недостаточно знаком с «облачной» темой, либо относится ко всему этому предвзято, просто необходимо обратить внимание на эти довольно быстро завоевывающие мир инновации. И, конечно, впоследствии пожинать плоды вовремя принятого верного решения.

Недавние публикации в СМИ