Сколько стоит торговая площадка

Электронные торговые площадки по реализации имущества банкротов - новый рынок для Украины с большим потенциалом. Что нужно для того, чтобы такая площадка начала работать и зарабатывать? Как этот бизнес лучше построить? На чем здесь можно сэкономить?

История одной площадки

Начну с реального примера: истории успеха российской электронной торговой площадки — ЭТП «Центр реализации», разработанной в 2010 году. Тогда закон обязал торговать в электронной форме.

В России это была одна из первых ЭТП по банкротству, которая прошла аккредитацию, подтвердив соответствие требованиям в Минэкономразвития РФ и довольно быстро завоевала расположение большого числа пользователей.

Изначально «Центр реализации» не стал тратиться на сложное программное решение, выбрав самый простой типовой продукт на платформе банкротов iTender-банкротство, который только-только появился на рынке.

Впоследствии площадка стала активно развиваться. С момента запуска здесь состоялось почти 24 тыс торгов на 450 млрд руб или около 120 млрд грн.

Как будет в Украине

В январе 2013 года вступили в силу поправки в закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Документ предусматривает возможность продажи имущества должников на специализированных электронных торговых площадках. Создавать такие площадки разрешили лицензируемым организаторам торгов. Разрешили, но не обязали. Уверен, это лишь вопрос времени, причем довольно скорого.

Если же обяжут проводить электронные торги, то многие из числа существующих организаторов торгов материально не потянут создание и обслуживание ЭТП. Тот же, кто будет готов к работе по новым правилам, сможет получить весомую долю рынка, величина которого может быть просто грандиозной.

Кроме того, как это часто бывает, закон примут, а площадки к тому времени «построить» не успеют. Соответственно, участники процесса пойдут торговать на существующие площадки. Вот еще одна возможность закрепиться на новом рынке. Дальше предстоит на нем еще удержаться.

Цена вопроса

Стоимость владения электронной площадкой имеет много составляющих. Во-первых, следует различать программный продукт и аппаратно-программный комплекс. Последний включает в себя серверы, помещения, энергоснабжение, охрану, пожаротушение, сетевую инфраструктуру, обеспечение бесперебойности и резервирования, системное и вспомогательное программное обеспечение.

Во-вторых, после запуска площадка будет нуждаться в техобслуживании. Обычно разработчики дают полугодовую гарантийную техподдержку.

В-третьих, понадобятся деньги на эксплуатацию площадки, поддержку пользователей, ведение общих вопросов — бухгалтерии и продвижения услуг. А теперь давайте разберем статьи возможных расходов подробнее.

1. Разработка ЭТП.

Разработка электронной торговой площадки у специалистов с большим опытом будет стоить 0,5 млн грн. Такая типовая площадка будет качественно выполнять свои функции в соответствии с законодательством о банкротстве и электронной подписи. Она будет поддерживать украинский и русский языки.

Площадка с более широким функционалом решит больше задач. Например, можно автоматизировать управление денежными потоками на площадке — что-то вроде электронной бухгалтерии. Это еще 130 тыс грн.

Можно проинтегрироваться с кем-нибудь или чем-нибудь. Можно на этой площадке размещать информацию по торгам, которые проходят не в электронной форме. Понятно, что это отразится на цене ЭТП.

2. Аппаратно-программный комплекс.

Здесь цены могут сильно отличаться. Например, компьютер можно купить за 2,5 тыс грн, а можно и за 100 тыс грн. С серверами та же история.

Если вы потратите меньше и будете бурно развиваться — оборудование придется менять. Если же потратите больше и не будете бурно развиваться — зря потратите деньги. Кстати, что-то можно взять в аренду. Все зависит от стратегии.

3. Техническое обслуживание.

После окончания полугодового гарантийного обслуживания от разработчика предстоит определиться с необходимостью дальнейшей технической поддержки.

4. Эксплуатация площадки и поддержка пользователей.

Для эксплуатации ЭТП понадобится целый штат сотрудников. Большой объем работы по технической поддержке аппаратно-программного комплекса ляжет на плечи системного администратора. В зависимости от ситуации справиться с работой сможет и один человек. Я бы рекомендовал не менее трех профи.

Поддержка пользователей тоже обязательна. У пользователей, особенно неопытных в электронных торгах, могут возникнуть вопросы по работе на площадке. Можно отдать это на аутсорсинг в сторонний call-центр или иметь штатных специалистов. Тут двумя сотрудниками не обойтись.

Без звонкового центра на активно работающей площадке с большим количеством торгов может потребоваться и все десять человек.

5. Продвижение.

Без хороших продавцов и маркетологов обойтись будет сложно, а это дополнительные расходы. Кадровая политика у каждого своя, так что объем инвестиций будет опять же индивидуален.

Электронная торговая площадка

Узнайте, как:
  • экономить закупочный бюджет
  • работать только с проверенными поставщиками
  • ускорить закупки

Заработок площадки

Доход будет зависеть от различных факторов, среди которых — величина рынка банкротства и объем торгов, проводимых на ЭТП. Можно предположить, что сегодня, в условиях необязательной реализации имущества в Украине, на электронных торгах будет реализовываться 10% имущества должников.

Уже это может дать немалую прибыль владельцу ЭТП. Если же электронная торговля станет обязательной, то успех этого бизнеса гарантирован.

Остановимся подробнее на основных составляющих заработка типовой электронной торговой площадки по реализации имущества.

За проведение электронных торгов оператор площадки получает вознаграждение, размер которого зависит от политики оператора. Обычно оператор ЭТП предлагает различные тарифы за обслуживание.

Это могут быть безлимитные тарифы, позволяющие торговать в течение оплаченного времени. Другой вариант — оплата производится за одни торги по фиксированной цене вне зависимости от количества лотов и их стоимости.

Также популярные прогрессивные тарифы, рассчитываемые в зависимости от следующих показателей: количество лотов, начальная стоимость имущества, конечная стоимость имущества.

Помимо заказчиков торгов — в нашем случае это арбитражные управляющие — электронные торговые площадки могут брать плату с участников торгов. В России закон это запрещает, в Украине — не уверен.

Дополнительным, а иногда и основным способом получения прибыли для площадок становится временное использование средств обеспечений.

Обычно участники торгов вносят на счет площадки денежное обеспечение, размер которого определяет организатор торгов, а его границы — закон. В любом случае, чем больший объем торгов, тем площадка располагает большими средствами и, соответственно, зарабатывает, «оборачивая» их.

Кроме того, некоторые площадки проводят платное очное или дистанционное обучение работы на ней. Часто обучением занимаются сторонние организации, которые делают на этом тоже неплохой бизнес.

Окупаемость

Средний срок окупаемости электронной площадки в Украине будет зависеть, прежде всего, от стратегии развития данного бизнеса.

Здесь нужно ответить на многие вопросы. Сколько будет торгов, какие будут тарифы, будет площадка брать вознаграждение только с организаторов торгов или еще и с участников. Будет ли оператор площадки ориентироваться на единичные дорогие торги или на большое количество мелких.

То есть следует четко сегментировать целевую аудиторию. Если повезет, площадка окупится в течение года.

Опыт России

Несмотря на постепенный выход из кризиса, российский рынок электронной торговли имуществом несостоятельных должников по банкротству велик, конкуренция среди электронных площадок высокая.

Сегодня уже работает более полусотни таких площадок, и ежегодно появляются новые ЭТП. Окупаются они довольно быстро. Редкие ЭТП закрываются. В основном это происходит, когда площадка выполнила свою задачу и больше не нужна. Другой вариант — менеджмент ЭТП не рассчитал свои силы.

Безусловно, столь высокий спрос на услуги площадок обусловлен обязанностью проводить торги по реализации имущества банкротов в электронной форме.

Стоит ли рисковать? Обычно я стараюсь не заканчивать свои мысли темой рисков, но попробую сделать это на оптимистично-реалистичной ноте.

Риски, конечно же, есть, законодательство развивается. От них не застрахован ни один бизнес, равно как и от возможности стать успешным. Античный афоризм «чей риск, того и выгода» справедлив и сегодня.

Электронная торговая площадка

Узнайте, как:
  • экономить закупочный бюджет
  • работать только с проверенными поставщиками
  • ускорить закупки

Недавние публикации в СМИ