Сергей Юров рассказал о стратегических подходах к управлению закупочной деятельностью и о сокращении затрат на приобретение материальных ресурсов.
О компании

Стратегическое управление
закупками или как повысить
эффективность

Читать статью
Стратегическое управление закупками - больше, чем оптимизация затрат
 

Стратегическое управление закупками - больше, чем оптимизация затрат

Юров Сергей Викторович Директор департамента специальных проектов

Сокращение затрат на приобретение материальных ресурсов — сырья, сопутствующих товаров, работ и услуг — часто становится основным способом повышения экономической эффективности предприятий. Одним из методов решения этой задачи может статьприменение стратегических подходов в управлении закупочной деятельностью.

«Стратегическое управление закупками» — современный подход мобилизации затрат предприятия, предполагающий привлечение всехвозможных ресурсов, в  том числе не  задействованных ранее, длярешения стратегических задач закупочной логистики предприятия с учетом существующих рыночных условий. (Данное определение родилось в результате опыта работы в сфере повышения закупочной эффективности российских предприятий). Для успешной реализации методов стратегического управления закупками необходимо:

  • 1. Формирование команды для осуществления стратегического управления закупками. Команда может быть сформирована как из существующих работников, так и из специалистов со стороны.
  • 2. Выявление стратегических проблем. Многосторонний анализ деятельности предприятия на всех этапах закупочной логистики.
  • 3. Расстановка приоритетов. Выделение ключевых товарных групп, закупку которых необходимо перевести на стратегический уровень.
  • 4. Формулировка перечня стратегических задач по каждой из выбранных ключевых товарных групп.
  • 5. Выбор наиболее эффективных инструментов для решения поставленных стратегических задач, в том числе внедрение методов автоматизированного управления закупками.
  • 6. Оценка результатов с  целью дальнейшего совершенствования «проблемных» направлений. Необходимость стратегических решений может быть вызвана самыми разными причинами.

Необходимость стратегических решений может быть вызвана самыми разными причинами.

Стратегическое решение №1. Конкуренция

Нередко причиной принятия тех или иных стратегических решений становится недостаточная конкуренция, даже монополизм, ключевых поставщиков предприятия. Бывает, закупает предприяти еключевую товарную группу у одного поставщика год, два, пять, а потом оказывается, что на соседнем рынке аналогичный товар можно приобретать в три раза дешевле.

Стратегическим решением в данном случае может быть искусственное формирование предприятием конкурентной среды у поставщиков по этой «проблемной» товарной группе. Какие методы можно здесь предложить? Для начала предприятию необходимо сформировать пул качественных поставщиков. Подходящий инструмент — проведение предварительной квалификации поставщиков. Важность данного процесса сложно переоценить.Так, если предприятие выберет поставщика, который будет не  в  состоянии поставлять сырье или комплектующие, отвечающие согласованным стандартам качества, это может привести к  превышению нормы отходов или дорогостоящим переделкам, требующим дополнительных расходов. Если поставщик не  сможет выполнить согласованныйграфик поставки, это повлечет за собой срыв плана работ, что значительно уменьшит суммарную эффективность производства. Более того, кончиться все может закрытием поточной линии или тем, что затраты предприятия не закончатся в случае прекращения выпуска продукции. После проведения проверки поставщика в  рамках предварительной квалификации заказчик целенаправленно выясняет, способен  ли его контрагент обеспечить необходимую номенклатуру, качество и объемы поставок.

Следующий шаг  — построение максимально эффективного взаимодействия с  пулом стратегических поставщиков. При этом важно помнить, что все затраты поставщиков всегда оплачивает заказчик. Соответственно предприятию предстоит задуматься о  способах оптимизации этих затрат. Начинать следует с  самых простых, универсальных. Например, постараться снизить затраты стратегических поставщиков на участие в закупочных процедурах, сократить или вовсе отменить обеспечение участия в торгах или исполнения договора, предложить им взаимную интеграцию с информационными системами предприятия и, самое главное — позволить выигрывать.

Следующий шаг — исследование ключевых поставщиков с  целью выявления возможных точек роста эффективности. И, наконец, делать все, чтобы сотрудничество с  новыми стратегическими поставщиками было долгосрочным, взаимовыгодным, целесообразным. Тогда оно обязательно будет происходить в атмосфере здоровой конкуренции.

Полную версию статьи можно прочитать на сайте itender-srm.ru »
Отзывы клиентов Наши решения Как мы работаем