Своя собственная система электронных закупок. Михаил Фогилев о перспективах развития рынка электронных торговых площадок.
О компании

Стратегическое управление
закупками или как повысить
эффективность

Читать статью
Михаил Фогилев, эксперт компании «Фогсофт»
 

Бум электронных торговых площадок неизбежен

15 января 2013 г.

Авторская статья Михаила Фогилева, генерального директора компании «Фогсофт»

Серьёзно задумываться о создании собственных электронных торговых площадок российские компании начали лишь последние пару лет. Сегодня таких площадок в стране не более двух-трех десятков. Между тем, очень скоро это число вырастет, как минимум, на порядок, и настанет «бум» не хуже того, что был 10 лет назад с «модными» системами ERP.

Фогилев Михаил Евгеньевич Генеральный директор компании Фогсофт

В начале нулевых российские компании массово внедряли ERP-системы управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning). В основном это было программное обеспечение на платформе SAP и Oracle. Деньги были потрачены грандиозные. Штатный срок внедрения составлял от года.

По большому счету, ERP- продукты — это система управленческого учета, охватывающая все критичные для предприятия области деятельности. В случае удачного внедрения ERP-продукты одновременно покрывают потребности предприятия в бухгалтерском и налоговом учете в соответствии с РСБУ и/или МСФО. Некоторые предприятия смогли успешно построить управленческий учет на системе 1С, но в те времена стандартная конфигурация 1С предоставляла весьма ограниченные возможности для управленческого учета. Основной мотивацией внедрения супер дорогостоящих ERP-систем было желание компаний сделать свой бизнес более привлекательным для инвесторов и клиентов.

Печально, но «прижились» ERP далеко не во всех организациях. В те времена системы зарубежных поставщиков программных продуктов имели мало общего с российской бухгалтерией, нашим законодательством. Делались они исключительно по международным стандартам. Вероятно, поэтому многим компаниям просто не хватило сил и воли, чтобы начать работать по-новому, так как приходилось перестраивать соответствующим образом свои бизнес-процессы.

Вместе с тем в компаниях, которые действительно хотели улучшить, структурировать свой бизнес, все было внедрено и успешно работает по сей день, решая важнейшие бизнес-задачи. Откровенно говоря, сейчас в голову никому не приходит, что у крупной компании может не быть ERP.

Определенно, нулевые были десятилетием ERP. Новая же десятилетка пройдет под флагом повсеместного внедрения систем управления с поставщиками SRM (Supplier Relationship Management System), в частности, электронных торговых площадок. SRM — понятие довольно широкое. Это система управления взаимодействием с поставщиками, предназначенная для повышения уровня управления и оптимизации закупочной деятельности, улучшения обслуживания клиентов компании путём выбора и правильной работы с поставщиками, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.

Поэтому если говорят об электронной торговой площадке, всегда нужно убедиться — имеется в виду система, предназначенная только для торгов или система, имеющая функциональность планирования закупочной деятельности и организации взаимоотношений с поставщиками. Кстати, многие эксперты полагают, что без электронной торговой площадки SRM-система не решит всей полноты поставленных перед ней задач.

К слову, полноценная SRM-система является средством достижения тех же целей, для которых некогда внедрялись и ERP-системы, правда в тренд это входит только сейчас. Сегодня это еще не «бум», но, определенно, его начало. К счастью, происходить он будет по несколько иному сценарию, нежели эпопея с ERP, ибо предлагаемые обстоятельства изменились.

Так, в «нулевых» об эффективности ERP мало кто задумывался - это была дань моде. Сейчас за плечами есть десятилетний опыт - успешной или не очень - оптимизации бизнеса. Электронные торговые площадки — это осознанный тренд, поскольку в них есть практическая польза. Кроме того, если ERP мы внедряли с опозданием от всего мира в 5—10 лет, то электронные площадки входят в жизнь российских компаний синхронно со всем миром.

Действующие лица здесь те же, что и в «ERP-буме» 10 лет назад. Это средние и крупные компании, в основном с определенным ERP-опытом. За модой они не гонятся — перед ними стоят вполне конкретные задачи: повысить эффективность, капитализацию и инвестиционную привлекательность их бизнеса.

В принципе те, кто успешно внедрил ERP-систему, с большой вероятностью будет запускать и систему управления закупками. Они прекрасно понимают, что это принесет сравнимые экономические выгоды и политические бонусы, а также добавит значимости компании и ее веса на рынке. И если компании хватило воли внедрить ERP, то она сможет и успешно автоматизировать свою закупочную деятельность. Это естественный следующий шаг, вопрос только в том, когда они это сделают и сделают ли они это вовремя.

Как бы то ни было автоматизация закупочной деятельности — дело ответственное и серьезное. К счастью, новый год подзаряжает энергией и желанием развиваться и совершенствоваться. А это значит, что «бум» электронных торговых площадок неизбежен и через 10 лет вопрос «есть ли у вас электронная торговая площадка?» будет неприличным.

15 января 2013 г.

Подробнее о том, как мы помогли нашим клиентам, нашем опыте и наших продуктах Вы можете посмотреть здесь:

Отзывы клиентов Наши решения Как мы работаем