Своя электронная торговая площадка - доходный бизнес. Михаил Фогилев рассказывает о том, как заработать на системе электронных торгов.
О компании

Стратегическое управление
закупками или как повысить
эффективность

Читать статью
Клиенты компании Фогсофт (Fogsoft).
 

Электронная торговая площадка - бизнес, на котором можно "озолотиться"

Михаил Фогилев, генеральный директор компании «Фогсофт»

Электронная торговая площадка - бизнес, на котором можно озолотиться

Электронная торговая площадка (ЭТП) может стать прибыльным бизнесом при условии правильной маркетинговой политики и нескольких сотен, а лучше тысяч активных пользователей.

Здесь есть реальная возможность "озолотиться" или, по крайней мере, "осеребриться". Но чтобы суметь заработать на ЭТП, необходимо понимать, каковы наиболее перспективные варианты развития этого рынка и как будет выглядеть рынок электронной торговли Украины через два-три года. Об этом поговорим в данной статье.

ЭТП-конкуренция

В первый день нового, 2013-го года в Украине появится минимум три электронные торговые площадки, на которых будут проводиться торги в соответствии с законом "о госзакупках". Можно не сомневаться, что претендентов много больше. Сейчас, наверняка, идёт невидимая, но весьма реальная битва за право стать оператором такой площадки. Причины понятны. Победители автоматом получают гарантированную клиентуру из числа компаний, обязанных закупаться в электронном виде.

Предприятия, выведенные из под закона о "госзакупках", также не будут обделены вниманием. Уже сейчас есть немало желающих помочь в автоматизации их закупочной деятельности. В ближайшие два- три года основная конкуренция развернётся среди сторонних (посреднических) площадок-резидентов и украинских филиалов иностранных ЭТП. Кстати, первую отечественную площадку буквально на днях запустит Олег Вернигора, владелец успешно работающего долгие годы тендерного портала Ua-Tenders.com. Это будет первая сторонняя площадка-резидент, открывшая доступ к электронным торгам каждому заказчику страны. На мой взгляд, успех нового предприятия с уже наработанной базой лояльных клиентов, которые доверяют команде уважаемого ресурса, практически гарантирован. Доверие на рынке ЭТП играет не последнюю роль, поскольку, приходя "торговаться" на стороннюю площадку, компания должна быть абсолютно уверена в порядочности оператора.

Давайте теперь обсудим вопрос – когда компании начнут активно обзаводиться собственными электронные торговые площадками. Думаю, этот процесс наберет силу не ранее чем через три года. То есть после того, как крупные и средние предприятия, поторговавшись на сторонних площадках, поймут, что только на своих собственных ЭТП они смогут полностью реализовать свои потребности по автоматизации закупочной деятельности. Вместе с тем ряд экспертов-оптимистов считает, что развитие сторонних и собственных ЭТП пойдет параллельно. Вполне возможно, и такой вариант развития событий был бы идеален, поскольку преимущества собственных площадок для компаний с большими объемами закупок и специфическими бизнес-процессами неоспоримы.

Также, уже с тринадцатого года появится несколько площадок по реализации арестованного имущества и имущества должников. Они будут конкурировать в своем сегменте.

В общем, тенденция ясна — площадки появляться будут, но готова ли страна к модернизации своей привычной деятельности? Согласятся ли компании менять свой ритм жизни, организуя свои закупки на малознакомых электронных площадках? Ведь придётся перестраивать свои бизнес-процессы под совершенно новый формат работы.

Пойдут, когда поймут!

Да, пойдут, когда поймут, что электронные закупки позволят сократить их расходы и увеличить прибыль. Благодаря высокой конкуренции на площадках гарантировано снижение начальной стоимости закупки от 5% до 20%. При этом величина прибыльности будет зависеть от сферы деятельности компании. 5%-7% могут быть актуальны для наукоемких предприятий, заказывающих узко-специализированное оборудование с ограниченным числом поставщиков.

Обратимся к реальному опыту автоматизации закупок в соседней России. Там, по итогам размещения государственного заказа за 1 квартал 2012 года, бюджет Ульяновской области сэкономлен по различным позициям на 6%, 9,4% и 22,7%. В прошлом году "НПО "Сатурн" сэкономило 8,5%. В 2010 году "Ленэнерго" на выполнении работ по реконструкции одного из своих объектов сэкономила 39%, "МРСК Сибири" на работах по модернизации систем телемеханики — 26%, а "Автоваз" на поставке оборудования IP-телефонии — 15%.

Важно отметить, что если компания проводит закупки на значительные суммы, то даже минимальный процент экономии — большие деньги.

Не уверен, конечно, что чужестранный опыт будет столь весом для сомневающихся. Как говорится, "доверяй, но проверяй". Временно поработав на сторонних ЭТП, которые появятся в ближайшее время, компании смогут выбрать наиболее подходящий для себя вариант. В среднем, полгода — оптимальный срок на поиски "своей" электронной площадки. Казалось бы, ну что там выбирать, задачи же везде решаются одинаковые. Но есть масса тонкостей и особенностей у каждой площадки, определить которые можно лишь после непосредственной работы на ней.

Лакомый кусочек

Вообще, если бы не закон "о госзакупках", мы бы еще долго о рынке электронных торгов речи не вели. Как и во всём мире, тема ЭТП начинается с госзакупок, а следом подтягивается коммерческий сектор. Объективно, именно сегодня пришло подходящее время для реализации бизнес-инициатив по созданию площадок для самых разных целей.

Одни активно готовятся к конкурсу на аккредитацию по госзакупкам, заблаговременно начав работу по созданию площадки, соответствующей закону "об электронном реверсивном аукционе". Другие, принимая во вниманию активную популяризацию темы электронных торгов, ставят на целевую аудиторию, в лице компаний, выведенных из под "закона о госзакупках".

В обоих случаях схема получения прибыли на электронных площадках схожа. Если в общих чертах, то возможность заработать напрямую зависит от объема проводимых торгов.

Первым источником доходов, в виде временного использования средств обеспечения участия в торгах, владельцы ЭТП могут воспользоваться практически сразу после запуска площадки. Напомню, для принятия участия в любом тендере потенциальный поставщик должен внести на счёт оператора площадки обеспечение, которое после объявления результатов торгов будет возвращено всем кроме уклонившихся от заключения договора. Соответственно, площадка располагает значительными средствами, и, чем больше торгов, тем они значительнее.

Вторым, не менее привлекательным источником становится плата за участие в торгах. Например, на площадках по госзакупкам от участников процедуры электронного реверсивного аукциона оператор электронной площадки получает вознаграждение за проведение торгов, которое не может превышать 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. А с победителя тендера вознаграждение оператору не может превышать 50 необлагаемых минимумов. И это тоже немалые суммы с учетом числа госзаказчиков.

Независимые сторонние площадки предлагают своим пользователям и более гибкие тарифы в виде абонентской платы. Правда при большом количестве торгов, плата за тариф "всё включено" может доходить до 20 тысяч долларов в месяц. Впрочем, при малом и среднем числе закупок выгодный вариант найти будет довольно легко.

Подчёркиваю, возможность заработать зависит от того, как много заказчиков и участников сможет привлечь на площадку её владелец. Другой вопрос — как он это будет делать. Можно улучшать качество самой площадки, предлагать удобные сервисы, вести гибкую ценовую политику, а можно использовать административный ресурс.

Востребованные функции ЭТП

Здесь ничего нового не скажу, как обычно наиболее предпочтительны для заказчиков площадок будут такие процедуры электронной торговли, как запрос котировок (цен) и запрос предложений. Все же любят юридически не обязывающие процедуры, чтобы сначала узнать, кто что предлагает. Востребованы также будут традиционные конкурсы и аукционы. Если говорить об электронных торговых площадках по реализации низколиквидного имущества, то там добавятся публичные предложения.

Вероятно, постараются автоматизировать не только торговые процедуры, но и контроль финансовых потоков на ЭТП, в том числе управлением обеспечениями и платой за услуги площадок. Кроме того, на собственных площадках будут востребованы модули: согласование плана закупок и контроль исполнения договоров.

И, конечно, везде будут особо следить за безопасностью: использовать различные системы двойного шифрования, чтобы оператор площадки не знал результатов торгов до момента вскрытия конвертов. Будут применять обезличенные финансовые системы без возможности сторонней интерпретации данных. Практически везде сделки будут подкрепляться электронными подписями, в том числе трансграничными.

Вместо заключения

Несмотря на то, что сегодня основный интерес, к электронным торгам идет со стороны будущих владельцев электронных площадок, не стоит забывать о своих выгодах и непосредственным организаторам торгов. Правильно организованные закупки — важный инструмент увеличения прибыли. Благодаря автоматизации закупочных процессов компании могут реально снизить затраты на свою закупочную деятельность, уменьшить накладные расходы, избежать ненужных ошибок.